Анастасия Казакова
Консультация «Я тебя не понимаю: можно ли общаться с ребенком без слов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я тебя не понимаю: можно ли общаться с ребенком без слов»
Долгое время считалось, что чем больше взрослый говорит, тем лучше это для развития малыша. Но речь- это не единственное средство коммуникации. На сегодняшний день доказано, что существует 2 языка общения:
- один язык – это язык слов, который включает в себя речевые единицы, фразы, понятия, термины, обобщения и т. п. ;
- второй язык-это язык бессловесный, язык телодвижений, жестов, мимики, различных эмоций.
Публикация «Консультация „Я тебя не понимаю: можно ли общаться с ребенком без слов“» размещена в разделах
С помощью второго языка можно передать от 60 до 80% информации, и только 20-40% передается с помощью вербальных средств общения. Большинство исследователей соглашается, что с помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов – различное отношение к этой информации, а иногда жесты могут заменять и слова.
Многим людям трудно до сих пор принять мысль, что люди – это те же животные. Подобно другим видам, нами управляют биологические законы, которые контролируют наши действия, наши реакции и наши жесты, поэтому человек редко задумывается над тем, какие движения он делает во время разговора, и может оказаться так, что он говорит одно, а его жесты явно показывают, что он имеет в виду совсем другое.
Принято считать, что женщины лучше мужчин, а дети лучше взрослых умеют расшифровывать язык жестов. Второй язык появляется очень рано и позволяет малышу «считывать» информацию об отношениях окружающих к нему людей и друг другу, их настроение, эмоции. С детства человек всё определяет интуитивно, кто его любит, а кто нет, и без всяких слов знает, как к нему относятся. Благодаря этой интуиции и умению «читать» язык жестов ребенок это чувствует гораздо тоньше и сильнее.
Зачастую в семьях уходом за малышом и его воспитанием и развитием занимается мама. И кому как не женщине знать и хорошо владеть этой бессловесной коммуникацией.
Ребенок реагирует буквально на все формы невербального поведения взрослого, какое выражение лица, каков «язык тела», особенно по отношению к нему - малышу, цвет и аксессуары одежды, запах тела и косметики и т. п. И даже на то, какая дистанция между ними во время общения.
Из всех ведущих систем отражения невербального поведения человека, включающего в себя ни один десяток структур, элементов, компонентов, наибольший вес на эмоциональное состояние малыша оказывают такие формы,как выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, интонация) и такесика (прикосновения).
Что касается выразительных движений, то сама фраза говорит за себя. С помощью движений мы выражаем свое отношение к окружающему нас миру, и порой даже не подозреваем, что тем самым выдаем то, что есть в нашем подсознании.
Человек в отличии от животных, на которых в невербальном поведении он очень похож, имеет дополнительную возможность реагировать на происходящее с помощью мимики лица.
Ученые установили, что маленькие дети еще очень многое не знаю об окружающем мире, но по выражению лица взрослого делают свои первые выводы о том, что хорошо, а что плохо. Уже в возрасте 5-8 месяцев ребенок различает улыбающееся и злое выражение лица, а после 8 месяцев ребенок дифференцирует мимическое многообразие.
В ситуации новизны у детей возникает определенное ориентировочное действие – «взор на лицо взрослого», в неясной ситуации малыш сразу поворачивается к взрослому и вглядывается в его лицо. Таким образом, выражение лица взрослого играет роль «лакмусовой бумажки». Неэмоциональные лица непонятны ребенку, безразличные или злые глаза при деланной улыбке на лице взрослого воспринимаются ребенком как маска. «Язык» эмоций считается самым первым способом коммуникации в окружающем мире. Взгляд имеет колоссальную силу и в зависимости от того, как им пользоваться, можно направить эту силу на создание или разрушение. Понимая это, обращаться со взглядом нужно очень осторожно. Дети не должны встречаться с такими взглядами, как горделивый, подозрительный, пронизывающий, отсутствие взгляда, блуждающий, рассеянный, тяжелый. Ребенок должен «купаться» в спектре ярких, светлых, солнечных взглядов:нежный. добрый,участливый,утешающий,сопереживающий,веселый,прощающий,довольный,взгляд с хитринкой или с искорками, благодарный, теплый, взгляд разделённой радости, любящий, признательный, сияющий, заботливый, приятно удивленный.
Немаловажное значение в невербальном общении с ребенком имеют жесты, поза взрослого. Жесты открытости: «открытые руки» (протянутые вперед ладонями вверх) и жесты расположения: руки, прикладываемые к груди (открытость,приближение) скажут ребенку о расположении взрослого к общению с малышом. Взрослому необходимо понимать и помнить, что скрещенные руки и (или) ноги говорят о том, что человек закрыт для общения. И даже если взрослый во время разговора смотрит на ребенка, но носки его обуви не повернуты к малышу, это значит что, взрослый не заинтересован им и он выпадает из общения.
Следует также избегать жестов, демонстрирующих пренебрежение (взрослый указывает на ребенка большим пальцем собранной в кулак руки,превосходство (рука взрослого на голове ребенка, разговор с высоты своего роста,отдаленности и отстранения (разговор с большого расстояния или из-за стола, что является барьером, препятствием в возникновении коммуникации).Ребенок, "считывая"данную информацию с поведения взрослого, на подсознательном уровне ощущает свой низкий социальный статус.
Чтобы это не происходило, взрослому мало это знать, ему необходимо уметь владеть своим телом и жестами. Разговаривать с ребенком можно только на уровне его глаз, т. е. стать таким же большим» как ребенок, уметь подняться до его роста. Устанавливая контакт с ребенком, необходимо учитывать какое расстояние (оно не должно быть ни близким, ни далеким) так и барьеры (например, предметы мебели, которые не способствуют в установлении теплых доверительных взаимоотношений.
Чтобы ни делал взрослый для успешного эмоционального благополучия ребенка, он должен помнить одно – ребенок существо невербальное. Вся информация воспринимается ребенком через отношения, а не через слова. Словами у ребенка загружается левое полушарие, которое отвечает за логику и речь. А ребенок – правополушарное существо, его мышление образное. Поэтому добрая улыбка, подбадривающий теплый взгляд, ласковое прикосновение и приятное поглаживание рукой со стороны взрослого скажут ребенку о том, что он любим и дорог лучше всяких слов.
Ничто в жизни не проходит бесследно. У человека 95% эмоциональной программы закладывается до 18 лет, из них 50% - до 5 лет,30% - до 8 лет,15 % - до 18 лет, ни много, ни мало – больше половины.
Все радости, горечи, переживания остаются в глубинах этой эмоциональной программы, которая принесет плоды через много лет. Большую роль играют в этой программе взрослые, окружающие ребенка. Поэтому при общении с ребенком важно помнить слова Марии Монтессори, создательницы «молчаливой педагогики» : «Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не вербализировать, тем более всякие замечания словесно не оформлять».