Татьяна Хижняк
Воспитательный час «Я — личность»
▼ Скачать + Заказать документы
"Я – личность"
Цель: создание условий для формирования у воспитанниц осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.
Задачи:
• Организовать деятельность, способствующую:
• выявлению тенденции нравственного развития учащихся;
• осмыслению понятия «человек – личность»;
• развитию потребности к самоанализу;
• расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;
Публикация «Воспитательный час „Я — личность“» размещена в разделах
• осознанию воспитанницами значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей.
• Создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе как основу для
открытого общения с собой и другими
Оборудование: интерактивный комплекс (презентация с использованием программы SMART Notebook, чистые листы, ручки, 2 набора фигур для головоломок.
Ход КЛАССНОГО ЧАСА
1. Психологический настрой
Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуйте те, кто молчит!
– Давайте улыбнёмся друг другу и начнём разговор о том, что волнует, на мой взгляд, всех. Мы поговорим о человеке. Ещё древние говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу разные ответы. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова «МОЁ», «ПО-МОЕМУ», «Я». А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»?
Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?»
На доске появляется слайд 1. (Приложение). Учащиеся выходят к интерактивной доске и дополняют запись своими вариантами (пишут слова маркером)
Я – дочь, сын;
Я – брат, сестра;
Я – ученик, ученица;
Я – сосед, соседка;
Я – покупатель;
Я – пешеход ит. д.
– Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересной личностью. Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фо-нарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы. «Я – личность», – так и будет звучать тема нашего классного часа.
На доске слайд 2 (Приложение).
2. Работа с понятиями
– Предлагаю начать с определения слова «личность». В различных источниках это понятие трактуется по-разному.
На доске слайд 3 (Приложение). На доске 3 определения, которые закрыты шторкой. Открываются и озвучиваются по одному
Личность – человек как носитель каких-то свойств. (С. И. Ожегов «Словарь русского языка» 1987 г.)
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества
(Советский энциклопедический словарь, 1986 г.)
Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник «Обществознание, 8 класс». Автор Кравченко А. И. 2009 г.)
3. Групповая работа
Учащиеся делятся на три группы.
– Подумайте и скажите, какое из них вы считаете наиболее точным или дайте своё определение.
Учащиеся обсуждают в группах и высказывают своё мнение, зачитывают составленные ими определения.
– Таким образом, можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь.
Итак, личностью не родятся, личностью становятся. На протяжении 19 века считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся ещё до рождения. Семья, предки и гены полностью определяли то, кем и каким будет человек. Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно говорят: «Ну, вот и всё!» А женщина, которая только что стала матерью, сквозь боль, сквозь слёзы тоже пытается улыбаться. «Нет, – качает она головой, – это только начало, начало новой жизни, нового человека». Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Она – относительно поздний продукт социального развития. Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы.
4. Индивидуальная работа
– В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Где моё место в обществе?». Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества характера, которые вам нравятся в себе.
Учащиеся в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным со своими одноклассниками.
5. Рефлексия
– Просто ли было определить свои достоинства?
– Что вы испытали, когда рассказывали о себе?
– Чем полезно данное упражнение?
6. Дискуссия
– Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны. Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того, чтобы назвать вас зрелой личностью?
Ответы детей
– По-настоящему зрелой личностью можно назвать человека, которому свойственны черты, выражающие его отношение к другим людям и к себе. Я назову вам эти черты. Это – бескорыстие, верность, уважение, терпимость, трудолюбие, демократичность, сочувствие, доброта, отзывчивость, ответственность, честность, смелость. Попробуйте дать определение каждому из этих понятий. Я предлагаю вам выполнить следующее задание – соотнесите понятие и его определение. Слайд 4 (Приложение)
Каждая группа получает лист с заданием, обсуждают его в группах, а затем демонстрируют на интерактивной доске.
7. Игра «Танграм»
– Это набор качеств зрелой личности. Если бы каждый из нас обладал набором этих нравственных качеств, то мы бы жили в идеальном мире. Также существуют определённые качества личности, которые необходимо в себе развивать, чтобы добиться успеха в жизни и стать деловой личностью. Предлагаю вам немного отвлечься и поиграть. Каждой группе нужно за максимально короткое время собрать предложенную им фигуру, используя все части головоломки.
Каждая группа получает набор геометрических фигур, из которых нужно собрать предложенную фигуру. Для проверки ребятам демонстрируется слайд 5 (Приложение)
8. Рефлексия
– Скажите, какие качества личности помогли вам справиться с заданием?
Ответы детей.
На доске – список качеств деловой личности. Слайд 6 (Приложение)
– Существует мнение, что деловая успешная личность должна отличаться оперативностью, расчётливостью, креативностью, организованностью, коммуникабельностью, ответственностью, изобретательностью, дисциплинированностью, собранностью.
Выберите из данного списка именно те качества, которые помогли вашей группе быстро справиться с заданием.
От каждой группы выходит представитель и отмечает маркером определённого цвета качества, которые выбрала группа. На доске чётко видно, какие качества больше всего необходимы деловому человеку.
– Обладаете ли вы качествами деловой личности?
– Любая, даже самая успешная личность нуждается в отдыхе. Предлагаю немного расслабиться.
9. Ранжирование ценностей. Групповая работа
– Говоря о вашей уникальности, мы не можем не говорить о тесной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь. Незримыми крепкими нитями связаны мы с обществом, без которого «Я» бы не состоялось, мы зависим от него.
В отличие от взрослых, молодые люди более активно приспосабливаются к новым обстоятельствам, вырабатывая свои ценности, каковы же эти ценностные приоритеты современной молодёжи? С помощью теста «Мои ценности» проведём исследование и обсудим результаты.
Учащимся предлагается проранжировать в двух группах следующие нравственные ценности:
Семья
Здоровье
Материальные ценности
Любовь
Дружба
Отечество
Творчество
Образование
Свобода
Интересная работа
Эти слова отображены на доске в двух вариантах. Слайд 7 (Приложение) У каждой группы может получиться свой вариант ранжирования. Учащиеся на интерактивной доске меняют положение ценностей
10. Обсуждение результатов
– А почему вы именно так расположили ценности?
Ответы детей.
Используя результаты ранжирования, дети на доске рисуют дерево, в котором
корни – это ценное, на что опирается человек в прошлом, что его поддерживает и является опорой в жизни;
ствол – это ценности в настоящем, то, что является стержнем в нынешней жизни;
крона – это будущее, то, на что человек надеется в будущем, к чему стремится, что будет его согревать и поддерживать в дальнейшей жизни.
– Давайте, определим, какие ценности символизируют корни, какие – ствол, а какие – крону.
Выполняют задание
– Как вы думаете, почему именно дерево хорошо иллюстрирует расположение этих важных понятий?
Предполагаемый вариант рисунка на Слайде 8 (Приложение).
11. Работа с персоналиями
– Предлагаю вам ещё раз вернуться к определению понятия личность.
Переход на слайд 2.
– Давайте обратимся к людям, проделавшим большой путь работы над собой, чтобы стать личностью.
Учащимся предлагается подумать и ответить на вопросы: «Как эти люди добились того, что их имена стали известны всем в мире?», «Можем ли мы их назвать успешными личностями? Почему?»
– Поделитесь мыслями, как стать успешной личностью, найти своё место в жизни?
Ответы детей
12. Подведение итогов классного часа
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые и в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
– Закончить наше занятие я хотела бы притчей.
Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».
Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»
13. Итоговая рефлексия
– Мне было интересно, когда …