Галина Лузина
Конспект организованной совместной деятельности по валеологии «Изучаем наше тело»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной совместной деятельности по валеологии
с использованием исследовательской деятельности
Цель: развивать интеллектуальные и познавательные способности детей старшего дошкольного возраста, направленные на укрепление и сохранение здоровья, формировать знания о строении организма человека.
Задачи:
1. Познакомить детей со строением кожи и ее функциями.
2. Развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Публикация «Конспект организованной совместной деятельности по валеологии „Изучаем наше тело“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
3. Расширять формы практического и умственного экспериментирования.
4. Развивать наблюдательность, внимание. Развивать речь детей.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
1. Рассказ Е. Пермяка «Для чего руки нужны»
2. Схема строения кожи
3. Лупы
4. Игрушки из разных материалов
5. «Чудесный мешочек»
6. Мультимедийное оборудование, мультимедийные технологии
Ход занятия:
1. Мотивация детей к деятельности. Загадка о руках.
Рисуют, пишут, вышивают
Они без дела не сидят,
И иногда они шалят…
Ответ: Руки.
Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они сильные и крепкие, а у девочек нежные и ласковые.
Мы любим свои руки – ведь они могут все:
• И обнять друга
• И поднять упавшего друга
• И дать корм птицам
• И красиво накрыть на стол
2. Пальчиковая гимнастика (под лирическую музыку)
Руки всем нужны друзья
Вот ладошка левая,
И скажу, вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
Ребята, возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами. Ощутите тепло рук ваших друзей и пусть они будут вам добрыми помощниками.
3. Чтение рассказа Евгения Пермяка «Для чего руки нужны»
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
– А для чего, Петенька, людям руки нужны?
– Чтобы в мячик играть, – ответил Петя.
– А еще для чего? – спросил дед.
– Чтобы ложку держать.
– А еще?
– Чтобы кошку гладить.
– А еще?
– Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
Проблемный вопрос:
Почему на трудовых рабочих руках вся жизнь, весь белый свет держится?
4. Психогимнастика «Игра с камушками»
Мы гуляем по берегу моря. Мы то останавливаемся, нагибаемся за приглянувшимся камушком, то входим в воду и брызгаемся, зачерпывая воду руками. Затем садимся на песок и начинаем играть с камушками. Мы то подбрасываем их вверх и ловим, то кидаем вдаль.
5. Мультимедийная презентация «Строение кожи»
Наше тело, в том числе и руки покрыты кожей (схема строения кожи). Кожа состоит из трех слоев:
• Надкожица (это волоски, ногти). Она защищает, не пропускает микробов, вредные вещества.
• Кожа, она регулирует тепло.
• Подкожный жир – сохраняет тепло, смягчает удары.
6. Исследовательская деятельность
Дети рассматривают кожу рук через лупу, анализируют, делают выводы.
Ребята, а вы знаете, что в жизни бывают такие ситуации, когда человек ничего не видит (Слепой человек). И вот тогда ему на помощь приходят руки.
– Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нем лежит?
– Как вы думаете, какие помощники нам в этом помогут?
– Уши.
– Потрясем мешок (мешок звенит, непонятно что в нем, что-то гремит, а что сказать нельзя.
– Нос.
Воспитатель дает детям понюхать мешок. Резкого запаха нет, вроде бы ничем не пахнет.
– Глаза.
– Помочь не могут, т. к. мешок завязан, а через него ничего не видно.
– Язык.
– Не помогает, потому что из мешка ничего доставать нельзя, а мешок пробовать на вкус бесполезно. Остались помощники только руки. Воспитатель вызывает детей по одному, несколько человек, дети засовывают руку в мешок, и щупая рукой, пальцами, точнее – органами осязания, предметы, находящиеся в мешке. Сначала должны сказать, что это такое, а потом достать и показать всем. ( В мешке находятся: зубная щетка, лейка, тюбик крема, кубик, треугольник и т. д.).
– Молодцы, ребята! Все предметы определили правильно. А кто может объяснить, как же нам помогли руки?
(Трогали предметы, определяли – гладкие они или шероховатые, есть ли у них уголочки, и т. д.)
– Правильно, ребята. Вот эта способность рук, а точнее кожи, узнавать предметы на ощупь называется осязание.
– Ребята, а в вашей жизни были такие случаи, когда вам другие помощники не могли помочь, а руки помогали?
( Примеры: в темноте найти выключатель, или какой-то предмет, застегнуть верхнюю пуговицу, когда рядом нет зеркала, определить: что находится в кармане и т. д.)
– Вот оказывается руки какие помощники!
Ребята, а бывает, человек вообще не слышит и не разговаривает (Глухонемой). И этому человеку на помощь тоже приходят руки. Вы, наверное, видели желтую табличку с точками на стене у входа в наш садик? Эти точки – шрифт Брайля. Это такой рельефно-точечный, тактильный шрифт. Он предназначен для чтения и письма незрячим и плоховидящим людям. Разработал его француз Луи Брайля, сын сапожника, в 1824 году.
Знаете, ребята, как и вы, эти люди тоже очень любят общаться между собой и общаются они при помощи жестов. Человек, который владеет жестовым языком и осуществляет перевод на жестовый язык с какого-либо языка или наоборот называется сурдопереводчиком.
Мы с вами, того не замечая, тоже используем множество жестов. (Примеры)
Игра «Покажи жестами»
Рассуждение детей о том, что глухим людям тоже нужна забота и внимание.
Ребята, как вы думаете, как мы можем позаботиться о своих руках? Оказывается руки у нас большие помощники и наверное многие вещи мы без них просто не смогли бы
сделать. Поэтому мы должны заботиться о них: содержать в чистоте, в тепле и учить их делать еще больше различных действий.
– Мы сегодня с вами говорили о том, как много наши руки умеют делать, а что бы вам хотелось, чтобы ваши руки научились делать?
8. Мотивация на продолжение цикла по изучению строения тела
Положите руку на сердце. Что вы чувствуете? Да, это бьется ваше сердце. В следующий раз давайте поговорим о сердце. Мы узнаем, что значит «доброе сердце». А вы слышали такие выражения: «разбитое сердце», «сердце радуется», «сердце тревожится», «сердце любит».
А когда вы сердитесь, сердце начинает биться часто-часто: тук-тук, тук-тук. Оно вам говорит: «Остановись! Успокойся! Не злись! Прости!» Пусть наши органы и части тела будут здоровы!