Ирина Литвинова
Исторический путь становления педагогики как науки
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова»
(ФГБОУ ВПО «МГТУ»)
Институт Элитных Программ и Открытого Образования
Кафедра дошкольного и специального образования
Практическая работа № 1
По дисциплине
«Педагогика»
Выполнила: Студентка 1 курса гр. дИППб - 19-3, Литвинова И. В.
Проверил: преподаватель к. пед. н Оринина Л. В.
Магнитогорск 2020
Практическая работа 1
Темочки:
1. Опираясь на материалы лекций и хрестоматии, заполните таблицу «Исторический путь становления педагогики как науки»
Историческая эпоха Назначение педагогики (зачем и для чего нужна была педагогика) Особенности развития педагогики как науки
Первобытное общество Педагогика помогала личности вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции Народная педагогика в виде традиций, пословиц, поговорок и других фольклорных форм
Древний мир Педагогика стала употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни, обучать воспитывать и т. д. Педагогические идеи в русле философских учений (Сократ, Платон Аристотель) и т. д.
Античный мир Педагогика научно обоснованная система знаний, а на практике в искусство обучения и воспитания многих поколений людей Педагогические взгляды и теории в рамках философско-педагогических произведений (Мор, Кампанелла, Русо, Толстой) и т. д.
Средневековье Религиозная направленность в воспитании. Церковь сыграла главную роль, она монополизировала духовную жизнь общества Развитие педагогики как научной самостоятельной научной дисциплины (Коменский, Ушинский) и т. д.
Эпоха Возрождения Воспитание здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями Развитие экспериментальной педагогики (Монтессори, Крупская, Блонский) и т. д.
Эпоха Просвещения XVII-XVIII вв. Впервые разработаны системы классно-урочной системы.
Предмет, задачи основные категории педагогики раскрыта идея всеобщего обучения детей независимо от социального положения родителя, пола, религии. Новаторская педагогика (Шаталов, Ильин) и т. д.
Новое время XIX в. Образовательно воспитательная практика Развитие педагогики как интегративной науки
2. Проанализировав литературу, материалы лекций, определите объект педагогики, предмет педагогики.
Объект педагогики
Объектом педагогике принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
А. С. Макаренко - ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки.
Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)".
При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии, а систему педагогических явлений, связанных с его развитием.
Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.
Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Предмет педагогики
Предмет педагогики - определяющие развития личности противоречия, закономерности, отношения технологии организации и осуществления воспитательного процесса.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создаст новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).
Таким образом, педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
3. Подтвердите связь педагогики с другими науками примерами из личного опыта, опыта других людей, художественной литературы.
Очевидны связи педагогики с физиологией, социологией, историей, литературой, экологией, экономикой и т. д.
Рассмотрим более подробно связь педагогики с общественными науками. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.
Из общественных наук педагогика тесно связана с философией.
Философское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования.
Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека.
Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психологической деятельности и развития и развития личности, строить образование, сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.
Педагогика тесно связана с физиологией.
Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучающегося является закономерности функционирования высшей нервной деятельности.
Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией.
Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других.
В структуре социологического отражения развиваются: социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, села.
Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук.
Педагогика также тесно связана с такими самостоятельными областями как этика.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий.
Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны.
Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях.
Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.
Связь с математикой так же неизбежна. Определяя критерии эффективности, оптимальности обучения, педагогика не может обойтись без математики.
Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика.
Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики - народной педагогики.
Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современных обучающихся.
Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимного дополнения:
творческое использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
заимствование научных методов исследования, применяемых в других науках (математическое моделирование, социологические опросы и др.);
применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других науках;
участие педагогики в комплексных исследованиях (обучение с шести лет; лечебная педагогика и др.).
Педагогика использует материалы и данные смежных наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.
С искусством в педагогике мы встречаемся впервые в детском саду, когда начинаем учить стихи, песни, придумываем костюмы к праздникам и т. д.
Далее мы изучаем искусство в школе, когда ставим на праздники (8-е марта, 23 февраля, осенние праздники, поделки из овощей, праздник масленица, новогодняя елка, и т. д.) Многие продолжают увлекаться театральной педагогики в различных ВУЗах. Становятся режиссерами, актерами, певцами и т. д.
Вывод, что педагогика одна из важных и необходимых дисциплин для человека. Ведь педагогика – это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.