Елена Литвиченко
Консультация «Истинное воспитание ребенка в воспитании самих себя»
▼ Скачать + Заказать документы
В образовательное учреждение ребенок приходит из семьи. А. Н. Острогорский писал: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живем»
Публикация «Консультация „Истинное воспитание ребенка в воспитании самих себя“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2019
В наше время, когда на ребенка влияет много негативных факторов, необходимо показать родителям важность их взаимоотношений с ребенком, чтобы для ребенка семья была местом душевного благополучия, где он будет принят и признан, сможет свою значимость реализовать в жизни. Современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска, но и благополучным семьям. Хотя в нашем современном мире, очень сложно определить границы благополучия семьи. Поэтому считаю, что работа необходима с семьями любой категории. При этом необходимо учитывать интересы родителей; опираться на их жизненный опыт; обращаться к ресурсам семьи, не концентрироваться на ее недостатках.
Родители очень нервно реагируют на оценки своих детей. Многие родители испытывают страх перед школой и связан он чаще всего с оценками, а не с дисциплиной. Родителей мучает вопрос, как выполнять домашнее задание, как реагировать на оценки, как заставить учиться так, чтобы не приносил двойки, что сделать, чтобы поведение было хорошим.
В начале года, во вторых классах проводится родительское собрание в интерактивной форме «Первые уроки школьные отметки». И я, как педагог-психолог школы, стараюсь проводить собрания в такой форме. Такие собрания являются более предпочтительными по сравнению с обычной информационной системой, так как позволяют активизировать родителей, преломить их жизненный опыт через раскрытие чувств, мыслей, желаний своих и детей. Смоделированные ситуации, которые возникают в их повседневной жизни, помогают созданию условий для осознания своего поведения, своего отношения к данной проблеме. Моя цель на таких собраниях не учить и не давать готовых рецептов, а заставить задуматься после собрания о той жизни, которую проживаем, так ли родители правы в отношениях с детьми, все ли делают во благо, как считают. После таких собраний родители, как правило, приходят на консультации, чтобы глубже разобраться в проблеме, с которой не могут справиться: выполнение домашнего задания; низкая самооценка ребенка; частые слезы ребенка при неудачах; обман; воровство. С какими-то проблемами удается справиться быстро, а другие приходиться разрешать на протяжении нескольких консультаций.
С мамой, которая пришла с проблемой выполнения домашнего задания дочерью и желание мамы, чтобы у дочери были только пятерки и четверки, мы встречались несколько консультаций. Проблема в этой семье не у дочери, а у мамы. При первой встрече на мой вопрос: «Вы хотите, чтобы у вас была добрая, открытая, любящая вас дочь или хорошая ученица?». Мама ответила, после размышления: «Скорее всего, хорошая ученица». Есть родители, которые весь груз своих детских проблем, переносят на своих детей. Они хотят видеть детей такими, какими они себе их представляют, не принимая во внимание, что это уже личность со своими чувствами, переживаниями, своими представлениями. Пришлось маму вернуть в ее детство; вспомнить негативное отношение к своей маме, которое она испытывала, когда возникала стена непонимания, непринятия; определить те положительные моменты, которые будут возникать, если мама осознает это и изменит свое отношение к дочери. В ходе консультации мы с мамой определили; что, желая иметь дочь, назовем ее Оля, с пятерками и четверками в тетради и дневнике, ей не дается самостоятельность в определенных действиях. К девочке завышены требования в выполнении дополнительных занятий (в школу она поступила с низким уровнем психологической готовности, девочка не получает внимания от мамы, которое показывало бы ей, что она любима мамой. Отсутствует физический контакт у мамы с дочерью, а она его ждет и хочет, чтобы мама обнимала и гладила. Мама, весь негативный опыт отношений с родителями, перенесла на дочь, но при этом повысила планку требований к ребенку.
Положительные результаты стали очевидны. Девочка стала самостоятельно в определенное время выполнять домашнее задание и при незначительной помощи мамы справляться с ним. Изменились взаимоотношения в семье не только с дочерью, но и с мужем. Девочка стала иначе вести себя даже на переменах, что отметили другие учителя. Своим положительным опытом мама поделилась на родительском собрании. Конечно, ошибки совершаются, но самое важное в данной ситуации, что девочка приходит и делиться со своими радостями и переживаниями, приходит мама, и мы вместе анализируем ошибки. Интересный был момент, когда девочка захотела вести записи в «тетради откровений», которая находилась у меня в кабинете и к которой допуск имела только она. Оля могла прийти один раз в день или несколько раз, в зависимости от потребности, и записать свои мысли по поводу урока, переживаний в отношениях с кем-либо или с чем-либо. Это учило девочку рефлексировать свои ощущения, свои мысли.
Л. Н. Толстой писал, что истинное воспитание ребенка в воспитании самих себя. Воспитание никогда не завершается. Воспитываются и дети и взрослые.
Конечно основа воспитания – это любовь.
В начальной школе детям третьего класса было предложено продолжить предложение: Родители меня любят за то, что… Ответы были следующие: за то, что хорошо учусь, гуляю с собакой, выношу мусор, забираю сестренку из детского сада, слушаюсь, мою посуду, убираюсь дома, готовлю маме ужин, дома не разбрасываю вещи. Это были ответы детей из класса, списочный состав которого – 26 детей. Один ребенок написал : Родители меня любят за то, что я ЕСТЬ!
Вопрос, который мы адресуем подростку:
- Почему:
ты употребляешь наркотики?
ты убегаешь из дома?
не справляешься со своими эмоциями?
испытываешь трудности в общении?
тянешься к дурным компаниям?
не любишь мир взрослых?
кончаешь жизнь самоубийством?
не находит ответа.
Все это следствие, а причина в том, что взрослые и дети не умеют общаться, не умеют любить друг друга, не знают, как можно подружиться. А ведь именно этим воспитание и отличается от обучения – формированием не столько знаний и умений, а именно – отношений.
Есть такая притча, в которой рассказывается о рыбке гуппи, которая в силу
своей любви и материнского чувства съедала своих детенышей при их рождении. Выживали только те из них, которые успевали спрятаться.
Но, какой должна быть любовь в семье, между нами, людьми прекрасно раскрывается в Библии.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если раздам все имения мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, сорадуется истине.
Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упраздниться».
Как важно нам, взрослым, учиться такой любви в отношении друг друга и именно на такой любви воспитывать наших детей.
Более двадцати лет я проработала педагогом – психологом в школе. Сейчас второй год работаю в детском саду. Своим опытом и знаниями я продолжаю делиться с педагогами и родителями через клуб личностного роста. Мы рассматриваем, прорабатываем темы, которые помогают нашим мамам и педагогам восстанавливать свои ресурсы, развиваться духовно и нравственно в отношениях с детьми и членами семьи, коллектива. А слова благодарности, которые я слышу в свой адрес, дают мне ресурс, желания, уверенность, что это важно, это необходимо и наши дети получат то, что так важно для их развития, как ЛИЧНОСТИ – ЛЮБОВЬ.