Татьяна Заломаева
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях адаптации детей
▼ Скачать + Заказать документы
“Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем
не болел, то, во всяком случае, поддерживать у
него высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Н. М. Амосов
Одной из задач, которая является главной в воспитательно-образовательном процессе – здоровьесбережение.
Оберегать - значит беречь, оградить от плохого, помочь, научить. Как же правильно взрастить, сберечь и сохранить здоровье ребёнка.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в условиях адаптации детей» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
«Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого».
Здоровье детей в детском саду зависит не только от состояния иммунитета, но, еще и от того, насколько малышам психологически комфортно в стенах дошкольного учреждения. Если ребенок идет в сад со слезами, если никак не может привыкнуть к коллективу, то и на его здоровье это скажется не лучшим образом.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Так как приходящие дети в детский сад из домашних условий всегда испытывают определенные трудности с адаптацией, то задачей воспитателя, в первую очередь, является обеспечить максимально комфортное пребывание ребенка в детском саду с минимальным ущербом для психического и физического здоровья ребенка и только потом решать воспитательно - образовательные задачи.
При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками создают для ребенка стрессовую ситуацию.
Цель, которую мы поставили, придя работать в младшую группу и приняв новых детей - сократить период адаптации к условиям ДОУ, при этом максимально сохранить и укрепить здоровье ребенка, чтобы оно обеспечивало гармоничное развитие.
Выделили для себя ряд задач:
1. Создать оптимальные условия для организации педагогического процесса, двигательной активности, формирования основ здорового образа жизни, атмосферу доброжелательности.
2. Формировать привычку к соблюдению режима, культурно-гигиенических навыков, потребность в физических упражнениях и играх у детей, правильного отношения к своему здоровью.
3. Создать единое образовательное пространство на основе формирования доверительных партнерских отношений, с использованием оптимальных форм взаимодействия с родителями.
Для выполнения поставленных задач используем следующие виды здоровьесберегающих технологий : технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, релаксация; технология обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия); коррекционно-развивающие технологии (артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия). Нами собраны картотеки различных гимнастик.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, поступивших в группу, создана здоровьесберегающая среда, зона двигательной активности, систематизирована и оформлена картотека игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения, аудиотека музыкальных произведений, рекомендуемых для музыкотерапии.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребенка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Чтобы побудить детей выполнять разные упражнения включаем музыкальное сопровождение, так как музыка способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Умывание водой комнатной температуры, своего рода закаливающая процедура и массаж ладошек, пальчиков. В работе по привитию культурно-гигиенических навыков активно использую народные потешки, они развлекают малыша, поднимают эмоциональное настроение, стимулируют к выполнению определенных норм и правил, предоставляют возможность использования индивидуального подхода к каждому ребенку. (Картотека потешек)
Завтрак, обед, полдник, любой прием пищи это короткие беседы о пользе продуктов, из которых приготовлены блюда и повторение правил этикета «Овощи и фрукты – полезные продукты»; «Пейте дети молоко, будете здоровы»; «Кто хлеб бросает, тот силу теряет». Особое внимание уделяем поведению детей за столом и осанке. Используем такие пословицы и поговорки «Когда я ем – я глух и нем», «Когда я кушаю, то никого не слушаю», «Наши ноги не стучат, наши язычки молчат», «На того, кто ест опрятно и смотреть всегда приятно».
Особое внимание уделяем отдыху детей во время образовательного процесса: динамические паузы, физкультминутки, они защищают детей от переутомления. При динамических паузах выполняем с детьми элементы дыхательной гимнастики, гимнастику для глаз. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него. Упражнения для глаз способствуют улучшению циркуляции крови и внутриглазной жидкости, укреплению мышц глаз. Дыхательная гимнастика способствует укреплению мускулатуры, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках.
Свежий воздух, плюс солнечные ванны, движение, общение друг с другом, общение с природой, подвижные и хороводные игры, игры с природным материалом, закаливание, все это способствует оздоровлению организма детей во время прогулки.
Для того, чтобы ребенок в адаптационный период с желанием пошел спать, используем следующие методы : включаем колыбельные песенки, читаем простые сказки, включаем просто тихую музыку, предлагаем малышу взять с собой любимую игрушку, кого-то гладим по голове, по спинке, животику, говорим ласковые, добрые слова, это способствует расслаблению, отдыху детей, сохранению и укреплению физического и психического здоровья.
С целью плавного перехода от состояния сна к состоянию бодрствования проводим бодрящую гимнастику. Дети, лежа в постели, выполняют несколько упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя.
После бодрящей гимнастики – закаливающие процедуры: упражнения для профилактики плоскостопия, воспитания правильной осанки. Для профилактических целей изготовили «волшебные следочки», используем массажные кочки. С девочками договариваемся, какую прическу будем делать, расчесывание волос также способствует оздоровлению организма.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Предметно-пространственная развивающая среда физкультурного уголка (кегли, кубики пластмассовые, мягкие мячи, кольцеброс, ленты, «снежки») также является средством сбережения здоровья детей, так как способствует развитию личности ребёнка, является источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает физическую активность детей, является основой для их самостоятельной двигательной деятельности.
Информационная работа с родителями ведется через папки раскладушки, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, консультации, беседы в течение утреннего приёма и в вечернее время, что также является здоровьесберегающим фактором.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребенка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В результате работы детей с тяжёлой степенью адаптации не наблюдалось.