Данилина Алёна Сергеевна
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесбережение – это организация самого процесса обучения и воспитания, комплекс мер и система мероприятий в образовательной организации. В этой связи образовательные организации стали важным звеном в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, направленной на обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта субъектов образовательного процесса, способствующих сохранению и укреплению их здоровья.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе ДОУ» размещена в разделах
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и родителей)».
Общая цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить необходимые условия для приобретения детьми знаний, умений и навыков по ЗОЖ, а также научить детей пользоваться данными знаниями в повседневной жизни.
Помимо общей цели выделяют ряд дополнительных целей, на которые ориентируется педагог в процесс реализации здоровьесберегающих технологий:
- применительно к детям: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи;
- применительно к взрослым: содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачами здоровьесберегающих образовательных технологий как одного из основных факторов обеспечения качества образования являются:
1. Выполнение государственного заказа по воспитанию разносторонне развитой и полноценной личности.
2. Формирование у каждого ребенка ответственного отношения к собственному здоровью.
3. Формирование умения поддерживать и сохранять свое здоровье.
4. Организация образовательного процесса, таким образом, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности в познании каждого ребенка.
5. Создание условий по обеспечению сохранения психофизического здоровья всех участников педагогического процесса.
6. Точное понимание каждым ребенком цели и конечного результата обучения.
Основные элементы здоровьесберегающих образовательных технологий связаны со следующими видами деятельности:
1) Включение здоровьесберегающих образовательных технологий во все формы образовательного процесса.
2) Создание оптимальных условий для эффективного внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс обучения.
3) Осуществление координации и управления за реализацией внедрения технологий в образовательный процесс.
4) Осуществление периодического контроля за выполнением внедренных технологий и эффективности получаемых от их внедрения результатов.
Принято выделять шесть функций этого типа педагогических технологий:
1) формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства;
2) информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
3) диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
4) адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизация состояния собственного организма и повышение устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности;
5) рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
6) интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
1) Технологии сохранения и стимулирования здоровья - кинезиотерапия, стрейчинг, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика (корригирующая, ортопедическая пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.).
2) Технологии обучения здоровому образу жизни - физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротрениги, игро-терапия, коммуникативные игры, серия занятий «Уроки здоровья», точечный самомассаж.
3) Коррекционные технологии - су-джок терапия, опыта технологии дошкольного музыкального воздействия, смехотерапия, арт-терапия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая ритмика.
4) Оздоровительная технология Базарного В. Ф. – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Это повышает работоспособность детей во время физкультурного занятия и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций.
5) Технология «Нейробика» - зарядка для мозга. Автор: Лоуренс Катц. Задачи: развитие мелкой и крупной моторики; уменьшение утомляемости; развитие памяти. Дети, которые регулярно выполняют нейробические упражнения, становятся более ловкими и выносливыми, лучше владеют руками и органами плечевого пояса, умеют делать асимметричные упражнения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательном процессе осуществляется в различных формах:
1) Медико-профилактическая форма обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала образовательного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
2) Физкультурно-оздоровительная форма направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Задачи этой деятельности:
- оздоровительные: закаливание, укрепление опорно-двигательного аппарата, сохранение осанки, повышение функциональных возможностей вегетативных органов, развитие двигательных способностей;
- образовательные задачи: формирование основных двигательных умений и навыков; общее физическое развитие; формирование и развитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
- воспитательные задачи: воспитание морально-волевых качеств личности; умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитания;
- несмотря на то, что перечисленные задачи являются самостоятельными, однако они взаимосвязаны между собой, и решение их должно осуществляться комплексно.
3) Спортивно-досуговая форма направлена на приобщение детей к занятиям физической культурой, потребности заниматься ими ежедневно (зарядка, пробежка и т. д.). Достигается посредством спортивных праздников, соревнования, спортивными кружками и т. п.
4) Образовательная здоровьесберегающая форма. Данная форма направлена на воспитание у детей валеологической культуры, предусматривающей формирование у детей культуры здоровья, накопления знаний о своем организме и влиянии физических упражнений на его сохранение и укрепление.
5) Социально-психологическая форма. Предусматривает обеспечение эмоционального комфорта в процессе общения со сверстниками в коллективе, а также со взрослыми в рамках занятий физической культурой и спортом.
6) Информационно-просветительская форма включает в себя работу с семьей и персоналом образовательного учреждения. Основная задача осуществлять необходимо информирование взрослых, окружающих ребенка, об особенностях его развития, правилах воспитания в детях потребности в ЗОЖ.
7) Технологии валеологического просвещения родителей
8) Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.
9) Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.