Ольга Олейникова
«Использование мини-музея в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Ф. И. О. Олейникова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учреждение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №108» городского округа Самара
Тема: «Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ мини – музея»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, радость и страх. Всем известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Публикация «„Использование мини-музея в воспитательно-образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
Мы долгое время работали с методом проектов и убедились, насколько устойчивый интерес оказался к поставленной проблеме детей, воспитателей и родителей. Имея опыт работы с проектным методом, наш педагогический коллектив, изучая передовые методы московских коллег, решили внедрить метод «музейной педагогики», организовать в группах мини-музеи.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших воспитанников, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Маленькие и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, развивает речь ребенка как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми. У нас накоплен определенный опыт музейно-образовательной работы. Он показывает, что создание мини- музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Экспонаты каждого мини-музея педагоги постоянно используют на занятиях с дошкольниками. Коллекции создавали в первую очередь для расширения и обогащения обучающей среды в детском саду.
У сотрудников сада есть много задумок, как получение новых знаний сделать более увлекательным для малышей. Они планируют не только собирать экспонаты в уже действующие, но и создавать новые мини-музеи. Планы работы мини - музея могут составляться на весь период его организации (перспективный план) и на более короткие сроки: на год, полугодие, месяц. План работы музея координируется с годовым планом работы образовательного учреждения. В план работы включаются проводимые в музее с детьми мероприятия. Конечно, мини - музей в детском саду должен быть живым, развивающимся организмом. Его фонды должны постоянно пополняться, а экспозиции систематически обновляться. Однако расширение музейной тематики и как следствие возможные изменения профиля музея должны быть осознанными и целенаправленными. Выбор профиля будущего мини- музея определяется воспитательно-образовательными задачами дошкольного учреждения и выделением приоритета. Важное значение при этом имеют, безусловно, интересы детей и педагогов, а также возможности комплектования фондов будущего музея подлинными предметами.
В нашем детском саду появились следующие мини-музеи.
1. Мини- музей «Лучший друг»
Цель создания мини – музея :
расширить знания воспитанников о своих любимых питомцах (какие породы существуют, как правильно ухаживать за животными, дрессировать, кормить;
развивать любовь и отношение к животным, их роль в жизни человека, заботливое отношение к животному миру
Разместили экспонаты в спальной комнате на стене, полках. Дети и родители принесли экспонаты, связанные с жизнью домашних любимцев кошек и собак. Экспонаты сделаны из разных материалов. На базе мини-музея проводим беседы о роли собак в жизни человека, о правильном сочетании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. Используется и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи, рисовании, лепке, аппликации.
2. В группе «Совята» для детей 6-го года жизни воспитателем создан мини - музей «Хлеб – всему голова»
Цель создания мини – музея :
дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
познакомить детей с разнообразными хлебобулочными изделиями;
закрепить знания о долгом пути хлеба с поля до нашего стола;
воспитывать уважение к труду взрослых и бережное отношение к главному продукту – хлебу.
В экспозиции собраны стихи, рассказы, изготовлены хлебобулочные изделия. В экспонаты с успехом используются на занятиях по экологии, изодеятельности, развитию речи и самостоятельной деятельности детей.
3. В группе «Медвежонок» для детей 5-го года жизни воспитателем создан мини- музей «Волшебница – вода» экологической направленности.
Цель создания мини – музея :
Познакомить детей с водой в природе, различными водоемами, водными животными и растениями;
Познакомить с разным состоянием воды, с проблемой охраны водоемов и причинами их загрязнения;
Показать значение воды в жизни животных, растений и человека;
Научить детей правильному поведению во время правильному поведению во время отдыха на реке, море, умению и желанию экономить воду.
Для оформления использовали небольшой проем в коридоре при входе в группу. Стена задрапирована двумя видами ткани, с изображением в образе женщины – вода, внизу в образе детей ее разные состояния. Экспонаты расположены на полке – стеллаже. Экспонаты используются в поисково-познавательных занятиях: рисование, лепка, аппликация, математика, развитие речи, на занятиях ручного труда с воспитателем изготавливаются экспонаты, большую помощь в изготовлении экспонатов приняли родители.
4. Мини – музей «Самара – мой город родной»
Цели и задачи:
знакомство с историей Самары, ее интересными местами,
воспитание патриотических чувств,
любви к своему городу, к своей Родине,
знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами,
составление рассказов о Самаре, Ленинском районе,
создание серии собственных рисунков,
сравнение их с фотографиями, открытками.
Воспитатели представили рекламный проект с видами города Самары «Самара - мой любимый город», созданный родителями группы, детская работа - аппликация из пластилина «Площадь Славы». Ряд фотоальбомов с достопримечательностями нашего города и района: памятники, площади, театры, храмы, музеи, цирк. Создан фотоальбом «Мы живем в Самаре». Наборы открыток с видами Самары, снятые в разное время, схема – карта города Самары, книги о городе Самаре, декоративные тарелочки с видами Самары, различные сувениры, связанные с Самарой.
Мини-музей «В гостях у сказки»
Цели и задачи:
знакомить детей с фольклором, с историей создания книг, значение их в жизни человека;
приобщать детей к мировой культуре (музей, театр, художественная литература);
развивать у детей воображение, фантазию, интерес к чтению, расширение кругозора;
развивать познавательные способности, творческое и логическое мышление
Эффективность работы мини-музея в немалой степени будет зависеть от размещения экспонатов их доступности и привлекательности. Мы поместили мини- музей на разных уровнях, выбрав удобное место в группе, в любимом уголке театральной деятельности. Мини – музей виден из двери раздевалки, рядом много места для проведения бесед, самостоятельной деятельности, экскурсии. Мини – музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Рядом столы, на которых можно рисовать или раскрасить любимых героев из сказки, поиграть в настольную игру или рассмотреть иллюстрации любимой сказки, показать сказку для малышей. Активное участие в оформлении и изготовлении экспонатов принимали сами дети и их родители.
Организация занятий предполагает активность детей, им надо самим догадаться, для чего был нужен и как использовался тот или иной предмет. В помощь детям загадываются соответствующие загадки, предлагаются пословицы и поговорки. Для большей доступности материала вводятся игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях: Лиса, Медведь, домовенок Кузя, Вирява, Баба Яга и др. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.
Каждый педагог, причастный к работе мини - музея, должен расширять свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладеть навыками исследовательской и музейной работы. Мини - музей в детском саду может активно принимать участие в проведении мероприятий, связанных с историческими праздниками и юбилеями, являться местом проведения встреч со знаменитыми людьми. Культурно-просветительскую и краеведческую работу музея необходимо вести не только для детей, посещающих детский сад и их родителей. Развитие познавательного интереса в различных областях знаний помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческую инициативу, умение планировать свою работу, работать в коллективе. Умение выражать свои мысли и рассуждения. Такие качества способствуют успешному обучению ребенка в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познавать и осваивать – основа формирования его личностных качеств.