диана бурма
Использование технологии активного обучения в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения на дорогах
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО одним из приоритетных направлений является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию бывает к этому подготовленным. Непосредственное поведение детей, постоянный поиск ответов на вопрос «Почему?» часто ставят их перед реальной опасностью на улицах и дорогах. Неутешительная статистика ГИБДД по Белгородской области за несколько лет не меняется: каждое десятое ДТП происходит с участием дошкольников.
Публикация «Использование технологии активного обучения в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения на дорогах» размещена в разделах
Более 50% нарушений среди пешеходов, влекущих тяжкие последствия, - переход через проезжую часть в неустановленном месте и вне пешеходного перехода.
Довольно распространенными нарушениями правил дорожного движения являются переход проезжей части в опасной близости перед движущимся транспортным средством, неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, ходьба вдоль края проезжей части при наличии тротуара, выход на проезжею часть из-за стоящего транспорта или иного объекта [5, c. 13].
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Решение этой проблемы только одно: с дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, дети будут воспринимать и чужую как безусловную ценность. Формула безопасности гласит : предвидеть опасность; при возможности избежать; при необходимости действовать.
Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
В связи с этим актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на дороге и безопасности окружающих. Основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге, что позволит расширить социальный опыт, сформировать социальную позицию, усовершенствует умения и навыки, подготовит к самостоятельной жизни, увеличит возможность сохранить жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Вот почему с дошкольного возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что, детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий.
В процессе работы над опытом были выявлены следующие противоречия:
- между социальной значимостью формирования у дошкольников навыков безопасности дорожного движения и недостатком эффективных форм обучения дошкольников;
- значительным развивающим потенциалом современных педагогических технологий в дошкольном образовании и ограниченным использованием их в практике дошкольного образовательного учреждения по вопросу предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в использовании технологии активного обучения (имитационного тренинга) в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения на дорогах.
Предложенная система организации образовательных мероприятий может включаться в общую систему организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию безопасного поведения в быту, на улице, в природе.
В основе педагогического опыта работы лежат психолого-педагогические исследования проблем безопасности и безопасного поведения детей дошкольного возраста : определение основных понятий, изучение наиболее эффективных современных педагогических технологий, а также форм организации образовательной деятельности.
В работах Н. Ю. Белой, Р. Б. Стеркиной, Л. Л. Тимофеевой, Т. Г. Хромцевой и др. раскрыты основные понятия, которые автор использовал в опыте : безопасность и безопасное поведение.
Н. Ю. Белая пишет: «Формирование безопасного поведения – это присвоение дошкольниками части культуры поведения, основная функция которой – реализация безопасности человека и общества. Безопасное поведение включает в себя начальные знания основных правил поведения и мер предосторожности».
Л. Л. Тимофеева считает, что приобщение к культуре безопасности является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. Поэтому культура безопасности может быть основой построения образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
В исследованиях Н. Ю. Белой, М. М. Борисовой, М. В. Кларина, Л. Н. Куликовой, Н. В. Микляевой, О. В. Толстиковой и др. описаны современные педагогические технологии, повышающие эффективность дошкольного образования при формировании навыков дорожной безопасности.
Автор опыта использовал следующее определение «педагогических технологий» (Р. Л. Гусейнзаде, Т. М. Мамедов и др.) – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
В педагогике существуют различные классификации педагогических технологий. В опыте используется классификация, разработанная Н. В. Борисовой. Н. В. Борисова имитационный тренинг относит к игровым технологиям активного обучения, дающим возможность ребенку приобрести опыт, в специально созданной среде, обществе в миниатюре, отражающим в себе внешний мир, и перенести, полученные знания, умения и навыки в реальную жизнь.
Имитационный тренинг – тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
В опыте использовались методические рекомендации по использованию имитационного тренинга в педагогике, разработанные Мухиной С. А. и Соловьёвой А. А.
Особенности технологии.
Имитация – это копирование действий в ситуации, отличающейся от реальной. В основе имитации деятельности лежит заранее подготовленная ситуация, по которой необходимо не только принять решение, но и предположить действия участников, их мнения и мотивы поведения.
Тренинг вид деятельности, способствующий активизации деятельности воспитанника. Объектом имитации служит сама ситуация. В ролях имитируются различные люди. Моделируются взаимодействие людей, то есть процесс устной и визуальной коммуникации.
Тренинг выполняет ряд функций:
- коммуникативную – установление эмоционального контакта;
- информационную – получение информации для текущей и будущей деятельности;
- обучающую – развитие умений, профессиональных действий;
- интерактивную – учёт индивидуальных возможностей каждого участника в получении нового знания.
Жёстких правил не существует. Имеются предложения и рекомендации, регулирующие процесс имитации:
- ситуация, в которой необходимо действовать, чтобы достигнуть цели (в соответствии с заданием);
- регламент.
- система подведение итогов, обсуждение, рефлексия.
Анализ ролевой деятельности проводится взрослым с позиции правильности решения ситуации, правильности воплощения в роль и действий в этой роли.
Новизна опыта заключается во включении в систему работы по формированию знаний безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста технологий активного обучения – авторских имитационных тренингов.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Применение данного опыта возможно в условиях дошкольных образовательных организаций, начальной школы, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики в формировании у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге через использование авторских имитационных тренингов.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
организовать работу по конструированию образовательного пространства дошкольной организации с целью формирования знаний и навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста;
систематизировать образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по использованию имитационных тренингов для формирования знаний и навыков безопасного поведения на дорогах;
создать педагогические условия для организации взаимодействия с родителями воспитанников и педагогами дошкольной организации в данном направлении деятельности;
использовать педагогическую диагностику в целях оценки динамики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на дороге через использование технологий активного обучения – имитационных тренингов.
Работа строилась с учетом общепедагогических принципов:
Принцип сознательности и активности предполагает выработку глубоких и осмысленных знаний, что в дошкольном возрасте напрямую зависит от организации воспитательно-образовательного процесса, методов и средств обучения, собственной познавательной активности ребенка, обеспечения логических связей между известным и неизвестным, понимания причинно-следственных связей между предметами и явлениями, использование индивидуальных интересов дошкольников.
Принцип наглядности обучения обеспечивается строго зафиксированными научными закономерностями: информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.
Принцип систематичности воспитательно-образовательный процесс проводится систематически, весь учебный год, при гибком распределении содержания материала в течение дня.
Принцип доступности и последовательности обеспечивается закономерностями возраста ребенка и зависит от его индивидуальных особенностей; условия его практической реализации таковы - от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Принцип возрастной адресованности предполагает использование методов и приёмов, соответствующих возрастным особенностям детей.
Принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
Специально организованная непрерывная образовательная деятельность с детьми по формированию основ безопасного поведения организуется один раз в месяц через интеграцию различных видов детской деятельности. Занятия планируются как на закрепление материала, так специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков поведения в экстремальных ситуациях. Например, на мобильном автогородке педагог предлагает ребятам игру «Кто самый внимательный». Цель игры – научить дошкольников быстро определять правую и левую стороны. Дети строятся. Педагог подает команду: поднять левую руку; поднять правую руку. Затем учащиеся становятся парами, лицом к лицу. По команде педагога они должны показать правую или левую руку своего партнера. После того как дети перестают ошибаться с указание стороны, их разбивают на две группы и предлагают пройти по тротуару навстречу друг другу. Задача каждой из групп дойти до конца тротуара не задев движущихся навстречу пешеходов. Дети должны идти, держась правой стороны, не толкаясь, не балуясь.
Основой формой организации образовательной деятельности в данном направлении является совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах, через организацию образовательной деятельности и индивидуальную работу. При этом автор опыта использует имитационные тренинги как самостоятельную форму работы, и как часть мероприятий познавательного и досугового характера.
Так, в опыте использовались следующие познавательные мероприятия: встреча в литературной гостиной «Дорожная безопасность»; квест– игра: «Безопасная дорога»; участие в социальной акции «Безопасное кресло»; оформление литературной газеты «Безопасная дорога»; изготовление коллажей «Прогулка по улицам города» и «Мы - пешеходы» и др.
Активно включались и досуговые мероприятия, такие как: праздник «Школа безопасности»; развлечение «Мы – велосипедисты», «Я на самокате»; физкультурно-познавательный досуг «Азбука безопасности»; презентация выставок детско-взрослых фотографий, рисунков, поделок и др.
Во время подготовки к тренингу важен подбор психотехник, упражнений и игровых заданий для решения основных задач тренинга. На каждом тренинге может планироваться одна или несколько задач. Для решения каждой задачи подбирается по несколько упражнений, заданий, требующих разных способов активности – вербальной, двигательной, образной. К примеру:
упражнение (в том числе и психогимнастика, дыхательная гимнастика, работа со зрительными тренажерами, упражнения на релаксацию, арт-терапийные упражнения). Пример аутотренинга «Замечательная прогулка» : детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться. Затем ведущий старается ввести детей в ситуацию, причем в ситуацию, где он описывает ее во всех подробностях, как если бы все это происходило на самом деле. Утро. Прекрасная солнечная погода. Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают. Щебечут птицы. Солнышко пригревает. Я чувствую его тепло на ногах, руках и шее. Тепло растекается по всему моему телу. Я абсолютно спокоен и уверен в себе. Все неприятности уходят. Настроение чудесное. Я улыбаюсь, и радость улыбки дарю окружающим. Я еду ровно и красиво. Спокойно и уверенно держу руль, не спеша кручу педали. Все прекрасно;
игра, в том числе пальчиковая, подвижная, строительная («Улицы нашего города», настольно-печатная «Половинки», «Что такое хорошо? Что такое плохо?», игра – драматизация «Кошкин дом», «Если ты заблудился» и др. Пример: физминутки «Вот идёт пешеход»
Вот идёт пешеход - раз, два, три.
Как он знает правила – посмотри! (Дети шагают на месте)
Красный свет нам «Стой!» кричит, (Дети стоят на месте).
Ждать зеленого велит.
Вот и желтый загорелся, (Наклоны головы к левому- правому плечам).
Приготовиться пора
Руки, ноги, разогреем
Начинаем детвора! (Приседания).
Вот зеленый загорелся,
Можно нам идти вперед, (Ходьба на месте маршируя).
Будь смелее пешеход!
с помощью технических средств дошкольники просматривают отрывки из обучающих мультфильмов, где разыгрываются игровые сюжетные ситуации («Уроки осторожности» из серии мультфильмов «Уроки тетушки совы», «Аркадий Паровозов спешит на помощь»);
рисунок (в том числе раскраски, картинки по типу «Дорисуй», «Нарисуй по точкам»).
Так, в имитационном тренинге «Грамотный пешеходы» включены:
- упражнение «Запрещенное движение»;
- игра «Звуки улицы», «Зашумленные картинки» (с силуэтами рисунков);
- разрешение смоделированных дорожных ситуаций (Приложение №6).
В имитационном тренинге «Мы по улицам шагаем, правила дорожного движения – соблюдаем» используются :
- упражнение «Спасибо за приятное занятие»;
- аутотренинг «Прогулка на велосипеде»;
- зрительная гимнастика «Здоровые глазки»;
- подвижная игра «На сигнал светофора».
Одним из важнейших условий формирования у детей навыка безопасного поведения на улице и в транспорте является создание единого образовательного пространства с участием родителей, педагогов, социума.
Родители принимают активное участие в тех тренингах, посетить которые у них была возможность и желание. Интересной для родителей и детей является форма – видеопросмотры проведенных тренингов. Сюжеты, записанные на видеокамеру, позволяют родителям наблюдать за своими детьми со стороны, оценивать их поведение в определённой ситуации, а также проанализировать педагогические приемы обучения.
В некоторых формах организации образовательной деятельности участие родителей опосредованное. К примеру, литературная газета оформляется педагогами, родителями и детьми. На страницах этой газеты размещаются памятки, рассказы, стихи, размещаются ребусы, кроссворды, рисунки, фото по формированию основ безопасности, размещаются картинки по разрешению дорожных ситуаций.
В творческой мастерской по изготовлению атрибутов к играм, костюмов и декораций, также оформляются различного вида презентации, изготавливаются комиксы, рукописные книги с дорожными ситуациями, которые использовались в тренингах.
Взаимосвязь работы всех участников образовательных отношений дошкольной организации, к которым относятся все педагоги и специалисты детского сада, позволяет корректировать образовательный маршрут каждого ребенка. Участие в тренингах педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре позволяет включать в сценарии и программы имитационных тренингов упражнения психогимнастики, релаксации, артикуляционной гимнастики, логоритмики.
Пример пальчиковой гимнастики «Транспорт», которую традиционно проводит педагог-психолог:
Много транспорта на свете,
Знают взрослые и дети.
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем транспорт называть:
Трамвай, метро и самолет,
Корабль, поезд, вертолет,
Автобус, лодка и мопед,
Ракета и велосипед.
Все пальцы мы в кулак зажали –
Пять видов транспорта назвали.
А учитель-логопед успешно использует дыхательное упражнение «Накачаем колесо». Учитель-логопед: Наши машины уже подъехали. Но прежде, чем мы с вами отправимся в путь, давайте подкачаем колеса у машины. И. п. : дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с».
Проблема безопасности дорожного движения очень высока и её решение осуществляется при консолидации усилий дошкольной образовательной организации и других социальных партнеров. Особое место занимает сотрудничество с ГИБДД. Встречи с сотрудниками ГИБДД являются для детского сада традиционными, но всегда вызывают особый интерес у детей старшего дошкольного возраста. А непосредственное участие гостей в имитационных тренингах («Мы по улицам шагаем, правила дорожного движения – соблюдаем!», «Светофор» и др.) позволяет воспитанникам осознать важность знаний правил дорожного движения и умений ими пользовать в самых разных практических дорожных ситуациях.
Таким образом, включение имитационных тренингов в общую систему организации работы по формированию культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста позволяет выявить положительную динамику в развитии их навыков безопасного поведения на дорогах, которая была предметом анализа на третьем этапе работы над опытом
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста строилась в форме имитационных тренингов по девятишаговой модели подготовки и проведения тренинга (И. В. Вачкова).
В работе использовались :
- наглядные средства обучения (картинки, плакаты, презентации и пр.);
- словесные приемы (стихи, загадки, рассказы и пр.);
- практические способы работы (обучение практическим способам деятельности, ролевое проигрывание проблемных ситуаций, психогимнастика);
- игровые приемы (подвижные, ролевые).
В работе с родителями использовалось анкетирование, консультирование, родительские собрания, оформление газет. Родители помогали изготовлять необходимый материал для поведения имитационных тренингов, а так же имели возможность принимать непосредственное участие во всех тренингах.
В процессе использования технологии активного обучения (имитационного тренинга) в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения на дорогах, удалось достичь следующих успехов. К концу каждого учебного года все дошкольники умеют :
- применять знания правил дорожного движения на практике;
- выделять информацию обеспечивающую безопасное поведение на дороге;
- читать информацию по дорожным знакам;
- адекватно оценивать дорожную ситуацию;
- использовать навыки дисциплины и самоконтроля, осторожности, а также предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
Таким образом, можем судить об эффективности использования имитационных тренингов в работе над формированием навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах.
Кроме этого в процессе работы над опытом были получены результаты по разработке практических материалов : разработан тематический план по использованию имитационных тренингов в работе со старшими дошкольниками, разработаны сценарии тренингов, конспекты мероприятий, частью которых они являются.