Светлана Ильчик
Использование современных образовательных технологий в социально-коммуникативном и речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Городская Августовская конференция
Тема: «Использование современных образовательных технологий в социально-коммуникативном и речевом развитии детей»
Тема выступления: «Использование технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Форма: педагогическая лаборатория
Ф. И. О. педагога: Ильчик Светлана Викторовна
2020 год
Практика моей работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования.
Одним из видов моделирования является синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Функции технологии «синквейн» :
1. Способствует речевому развитию : уточнение, активизация словаря детей, закрепление знаний о частях речи, краткому пересказу, учит подбирать синонимы.
2. Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.
3. Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.
4. Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.
5. Содержит игровой момент.
6. Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.
Поэтому в своей работе по развитию связной речи детей основной акцент делаю на обучение детей составлению «синквейна».
Схема составления «синквейна» следующая:
1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово;
2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;
4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;
5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.
Работа по обучению детей составлению «синквйна» велась несколькими этапами.
На начальном этапе мной использовались следующие упражнения:
- «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
- «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)
- «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).
- «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
- «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.
На втором этапе вводилось понятие: «слово-предмет», предъявляется модель-существительное, модель – предмет (игрушка, картинка). Дети на этапе овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.
На третьем этапе вводилось понятие «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовилась платформа для последующей работы над предложением.
На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети накапливали материал для распространения предложения определением.
Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Например, «Игрушки» :
1. Машинка.
2. Красная, быстрая.
3. Едет, гудит, везет.
4. Я люблю играть машинками.
5. Игрушка.
Технологию «синквейн» использую :
- в непосредственно образовательной деятельности для закрепления изученной лексической темы;
- для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;
- в непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи (используя слова из «синквейна», дети придумают рассказ).
Задания для детей на составление «синквейна» могут быть различными:
- к одному слову-предмету по лексической тем;
- к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой;
- составление короткого рассказа по готовому дидактическому «синквейну» с использованием слов и фраз, входящих в состав этого «синквейна»;
- коррекция и совершенствование готового «синквейна»;
- анализ неполного «синквейна» для определения отсутствующей части (например, дан «синквейн» без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить). «Составь загадку», «Отгадай загадку».
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.
Таким образом, технология «Синквейн» помогает пополнить словарный запас, учит краткому пересказу, помогает развить речь и мышление. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов, учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.