Анжелика Залилова
Использование проектной деятельности в работе с детьми в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 пгт. Шахтёрска
ТЕМА: «Использование проектной деятельности в работе с детьми в группе компенсирующей направленности».
Автор:
Залилова А. В. ,
учитель-логопед
Содержание
Введение….
Раздел 1. Использование проектной деятельности в работе с детьми в группе компенсирующей направленности… …
Темочки:
Раздел 2. Результаты работы…
3. Список использованной литературы.
Введение
Работая в группе компенсирующей направленности с детьми с ОВЗ, мы наблюдаем серьёзные проблемы с речью, часто осложнённые еще и проблемами со здоровьем. И понимаем, что мы должны сделать всё возможное, чтобы придя в школу, эти дети испытывали как можно меньше затруднений в учебе, понимали материал, могли подобрать подходящее слово, правильно строить предложения, говорить внятно и понятно.
Овладение связной речью включает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Развитие связной речи у детей является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов.
Возникла необходимость поиска новых форм работы. Такой формой стала проектная деятельность, так как это одно из наиболее эффективных средств, позволяющее решить проблему развития связной речи.
Проектный метод – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии родителей, воспитателей, специалистов детского сада и ребёнка.
Тема опыта: «Использование проектной деятельности в работе с детьми в группе компенсирующей направленности как универсальное средство речевого развития».
Цель: Развитие связной речи у дошкольников средствами проектной деятельности.
Задачи:
- Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса;
- Развивать связную, грамматически правильную, выразительную диалогическую и монологическую речь;
- Овладевать навыками общения и коллективного творчества;
- Увеличить мотивационно-развивающее пространство через подбор стимулирующего, дидактического и развивающего материала соответственно уровню интеллектуального и физического развития каждого ребенка;
- Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.
Раздел 1. Использование проектной деятельности в работе с детьми в группе компенсирующей направленности.
В нашей группе были реализованы следующие педагогические проекты :
• «Наш любимый Сахалин;
• «Звуки и краски вокруг нас»;
• «В кругу семьи»;
• «Волшебница – Осень»;
• «Хлеб – наше богатство»;
• «Доброта вокруг нас»;
• «В гостях у сказки»;
• «Здравствуй, Зимушка-зима!»;
• «Хоровод зимних сказок».
Педагогический проект «Наш любимый Сахалин» - познавательно – творческий, среднесрочный.
Целью данного проекта было познакомить детей с историей, географическим положением, природным богатством, уникальностью природы, народными традициями родного края.
В ходе реализации проект необходимо было решить следующие задачи:
- развивать коммуникативные способности у детей через совместное творчество;
- расширять и обогащать словарь краеведческими названиями;
- обогащать и систематизировать знания детей о флоре и фауне Сахалинской области;
- расширить представления о населенных пунктах Сахалинской области;
- развивать речь, логическое мышление;
- формировать навыки сотрудничества, социального взаимодействия в процессе совместной деятельности.
Особое внимание было уделено подбору литературно-поэтических произведений о Сахалинской области, о природных богатствах Сахалина, растительном и животном мире, о народных промыслах коренного населения области.
Были проведены логопедические занятия: «Край, в котором мы живём», «Южно-Сахалинск – областной центр Сахалинской области», «Мой город любимый, Шахтёрск мой родной», «Край, где мы живем», «Наш край – природная кладовая», «Сахалин – край многонациональный».
На занятиях по изобразительной деятельности ребята закрепляли знания и узнавали много нового и интересного. Это были следующие занятия: «Сахалин» (пластилинография, «Любимый уголок моего город», «Морские обитатели», беседа «Нивхи – коренные жители Сахалина», «Девочка-лебедь» (иллюстрация к сказке, «Узоры нивхов» и др.
В рамках этого проекта открылись замечательные возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности не только детей, но и родителей, которые помогали своим детям найти необходимую информацию в книгах, журналах, газетах, в интернете.
Педагогический проект «Звуки и краски вокруг нас» - информационный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Целью данного проекта стало формирование у дошкольников представлений о многообразии звуков и красок окружающей среды и об их значении для человека, формирование эстетического отношения к окружающему миру.
В ходе занятий и игр развивали у детей интерес к миру звуков, закрепляли умение определять источник звука, различать «добрые» и «злые» звуки. Также уделялось большое внимание миру красок, их разнообразию в соответствии с изменением времени года. Развивались навыки исследовательской деятельности, творческого воображения.
Были проведены занятия по познавательно-речевому развитию: «Звуки помогают нам познавать окружающий мир!»; «Звуки осени»; «Добрые» и «злые» звуки»; «Звуки природы даруют мир»; «В мире звуков»; «Слушаем звуки природы, погоды»; «Звуки зимы»; «Живые голоса природы» и др.
Художественно-эстетическая деятельность включала в себя следующие темы: «В королевстве трех красок», «Радуга», «В гостях у феи Льдинки и феи Искорки» (холодные и теплые цвета, интегрированное занятие «Осень золотая», и др.
В результате проведенной работы дети стали лучше различать и называть цвета и оттенки в окружающем, лучше ориентироваться в мире звуков, научились прислушиваться и стали более чуткими к окружающему миру.
Педагогический проект «В кругу семьи» - познавательно-творческий, среднесрочный.
Из бесед с детьми, из занятий стало понятно, что дети не могут или затрудняются называть членов семьи, не знают семейных праздников, традиций.
В ходе реализации проекта мы совместно с детьми делали подбор стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о семье. Беседовали на темы «Наша дружная семья», «Что делают наши мамы и папы»; провели цикл занятий: «Моя семья», «Вместе весело шагать», «Дружная семья». Сделали подборку художественной литературы для чтения с детьми, для пересказа. Играли с детьми в сюжетно-ролевые игры, дидактические игры по теме проекта.
Проводили праздники, посвящённые «Дню матери», «Дню отца». К ним ребята готовились заранее - готовили подарки своим любимым и дорогим мамам и папам, сочиняли про них рассказы.
Дети вместе с родителями изготавливали газеты: «Как я провёл лето», «Мой папа самый лучший», «Мамины помощники» и другие. Ребята охотно делились своими впечатлениями с детьми своей группы. За всё время реализации проекта дети рисовали рисунки, рассказывали о своих семьях, готовили папки-передвижки, газеты, писали сочинения, изготавливали и придумывали совместно с родителями герб и девиз своей семьи, генеалогическое древо.
Завершен проект был праздничным поздравлением мам и бабушек с «Днем Матери», на котором ребята показали инсценировку сказки «Подарок для мамочки», читали стихи, дарили подарки, изготовленные своими руками.
Итогом данного проекта стало не только формирование у детей элементарных навыков театрализованной деятельности, но и активизация речевой деятельности, умений, связанных с выполнением небольших творческих заданий, повышение активности участия родителей в жизни группы.
Педагогический проект «Волшебница - Осень» - творческий, краткосрочный.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, помогает детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров; развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Были проведены следующие занятия и беседы:
Логопедические занятия «Осень», «Овощи. Огород.», «Фрукты. Сад», «Ягоды», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Путешествие в осенний лес»
НОД по ИЗО «Овощи на тарелке»,«Блюдо с фруктами".
Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Дети отгадывали загадки об осени, овощах, фруктах, а также загадывали их сами. Выясняли смысл народных пословиц и поговорок.
Дети принимали активное участие в изготовление дидактических игр, атрибутов для театрализованной деятельности (инсценировка «Спор овощей», которую показали на итоговом праздничном мероприятии «Волшебница – Осень».
Результатом этого проекта стала выставка поделок из природного материала «Волшебница – Осень», в которой родители с детьми приняли активное участие.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствовала установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняла их творческой энергией, помогала в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Педагогический проект «Хлеб – наше богатство» - информационно-исследовательский, краткосрочный.
В ходе проекта про осень мы не раз упоминали об урожае, об уборке полей, о труде людей, которые выращивают овощи, фрукты и т. д. И, конечно же, не поговорить о хлебе мы не могли. Поэтому следующий наш проект мы посвятили хлебу.
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель проекта : расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
С детьми были проведены :
НОД по познавательно-речевому развитию: «Как из зерна получилась булка», «Его величество Хлеб», «Хлеб - всему голова», «Пословицы и поговорки о хлебе».
Беседы: «Как хлеб на стол пришел», «Какой бывает хлеб», «Как испечь хлеб дома», «Берегите хлеб».
НОД по ИЗО: «Колосок» (пластилинография); «Хлеб, хлебобулочные изделия» (лепка из солёного теста); «Полевой букет» (коллективная аппликация).
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Булочная», «Кулинария», «Магазин», «Мы – хлеборобы».
Дидактические игры: «Что из какой муки испекли»; «Что сначала, что потом?»; «А какой он, хлеб?»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Семейка слов»; «Назови профессию»; «Золушка»; «Посчитаем зёрна»; «Подбери словечко» и др.
Чтение художественной литературы по теме;
Толкование и заучивание пословиц и поговорок о хлебе;
Инсценировка сказки «Колосок».
Итогом проекта стал тематический досуг «Хлеб – наше богатство!».
Мы с уверенностью можем сделать вывод, что у детей сформирована система знаний о производстве хлеба, понимание ценности и пользы хлеба, а также проявление заботы, уважения к труженикам села, бережного отношения к хлебу.
Педагогический проект «Доброта вокруг нас» - информационно - творческий.
На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Агрессия, нетерпимость, а порой и вовсе жестокость – это реалии настоящего, игнорировать которые невозможно. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Темы бесед и занятий, которые были подобраны для реализации проекта, не оставили детей равнодушными.
Это НОД по познавательно-речевому развитию: «Сказочный денек», «Дарите людям доброту», «Давайте будем вежливыми», «Вежливость и доброта», «В мире дружбы и доброты».
Беседы: «Добро не умрёт, а зло пропадёт», «Дружбой дорожить умейте!»,
«Поговорим о доброте»; разучивание «мирилок», стихотворений о дружбе, добрых делах; обсуждение пословиц о доброте и дружбе.
Большое внимание было уделено ситуативным играм-историям, таким как «Котик и ежик на качелях», «Помощь бельчонку», «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», дидактическим играм: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Школа вежливости», «Я не должен - я должен» и др.
В ходе проекта были проведены акции:
«Сюрприз для малышей» (подарки детям младшей группы – книжки из иллюстраций к сказке «Колобок», иллюстраций к стихотворениям А. Барто «Игрушки»);
«Подари улыбку»;
«Дерево добра».
Дети активно участвовали в беседах, обсуждениях, делились своими впечатлениями, сопереживали персонажам игр, художественных произведений. И это положительно сказывалось на развитии связной речи. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
Следующий наш проект мы решили посвятить сказкам.
Педагогический проект «В гостях у сказки» - творческий.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.
Детские сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях: рисовали рисунки, совместно с родителями изготавливали маски и ободки для театрализованной деятельности, драматизировали сказки, отвечали на вопросы викторины.
Ребята любят слушать сказки, с удовольствием рассматривают иллюстрации. В самостоятельной игровой деятельности они разыгрываютзнакомые сказки с помощью игрушек. Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь.
Проделанная в ходе проекта работа дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.
Во всех наших проектах мы стареемся использовать разные формы и методы работы : индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, показ, словесная инструкция воспитателя, игровая ситуация, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, беседа.
Для себя отметили, что проводя повторно проекты на одну и ту же тему, стараешься привнести что-то новое, оригинальное, учитываешь то, что в прошлый раз не очень понравилось, получилось не так, как хотелось бы. И это удобно тем, что материл для работы накапливается, обновляется.
Педагогический проект «Здравствуй, Зимушка-зима!» - познавательно-творческий, среднесрочный.
В ходе данного проекта мы старались решить следующие задачи:
• Расширять представления детей о характерных особенностях зимней поры, зимних забавах, зимних видах спорта;
• Обогащать знания детей о безопасном поведении зимой;
• Познакомить с фольклорными произведениями, художественной литературой, песнями, играми с зимней тематикой;
• Способствовать развитию общих речевых навыков, интонационной выразительности, мелкой моторики пальцев, расширению словаря;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
• Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
Беседы с детьми носили разносторонний характер – в них мы старались расширить кругозор детей, а также прививать любовь к природе и понимание основ безопасного поведения на прогулках. («Почему мне нравится зима»; «Зимние забавы»; «Зимние виды спорта»; «Как человек помогает птицам и животным зимой»; «Как обезопасить себя во время катания на санках, ватрушках, коньках»).
Особое внимание уделялось речевому развитию:
НОД: «Зимушка хрустальная», «Зима. Зимние забавы», «Зимние виды спорта»; «Если б не было зимы…»;
Творческое рассказывание детей по темам: «Приметы зимы», «Если б не было зимы…», и др.
Составление описательных рассказов о предметах для зимних прогулок (игровой и спортивный инвентарь).
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Как сказать по-другому?», «Скажи наоборот».
Беседы по ОБЖ: «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Осторожно, гололед», «Что делать, чтобы не замерзнуть».
Весело и задорно проходили прогулки на свежем воздухе. Закреплению материала по данной теме помогали подвижные игры («Два мороза», «Мороз, красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки») и зимние забавы: «Снайперы», «Кто дальше», «Снежная карусель», «Кто быстрее».
Дети с родителями изготовили несколько кормушек для птиц, и на прогулках ребята уделяли время для расчистки их от снега и кормлению птиц.
Педагогический проект «Хоровод зимних сказок» - творческо-познавательный, групповой, долгосрочный.
Проект «Хоровод зимних сказок» стал продолжением предыдущего. И его задачами стали:
1. Развитие связной речи, словарного запаса дошкольников в процессе знакомства с народными и авторскими зимними сказками;
2. Расширение кругозора детей, обогащение их знаний об окружающем мире и в частности о зиме как о времени года;
3. Воспитание интереса к чтению.
4. Оценка поступков персонажей сказок. Воспитание моральных качеств: уважения, доброты, честности и др.
5. Развитие словотворчества дошкольников.
Было прочитано, проанализировано много сказок с зимней тематикой:
• Русские народные сказки: «Морозко», «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка», «Два Мороза», «Лисичка-сестричка и Серый волк», укр. нар. сказка «Рукавичка»;
• Авторские сказки: Г. X. Андерсен "Ёлка", Г. X. Андерсен "Снежная королева", Г. X. Андерсен "Снеговик", П. Бажов «Серебряное копытце», Ю. Яковлев «Умка», В. Одоевский «Мороз Иванович», В. Сутеев «Ёлка», Э. Успенский «Зима в Простоквашино», С. Маршак «12 месяцев», Ц. Ангелов «Зимняя сказка» (перевод И. Токмаковой); Братья Гримм «Госпожа Метелица».
С удовольствием ребята смотрели мультфильмы: «Мороз Иванович», «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Серебряное копытце», «Снеговик-почтовик», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», «Зима в Простоквашино», «Госпожа Метелица», «По щучьему велению», «Два Мороза».
Родителям и детям было предложено принять участие в изготовлении поделок, рисунков, аппликаций и организовать выставку детских творческих работ «В гостях у зимней сказки». Хочется отметить, что откликнулось большинство родителей, поделки получились очень интересные, очень разнообразные. Нашей выставкой мы порадовали не только свою группу, но и пригласили к нам в гости ребят из других групп нашего сада.
Дошкольники узнали очень много интересного о зимних и новогодних народных и авторских сказках. Повысился их познавательный интерес, обогатился словарный запас, кругозор, знания об окружающем мире, в частности о зиме как о времени года.
При поддержке родителей пополнили уголок книги зимними и новогодними сказками.
Раздел 2. Результаты работы.
В результате проведённой работы речь детей стала активнее, они легко вступают в разговор, участвуют в коллективных беседах, пересказывают сказки и небольшие рассказы близко к тексту, самостоятельно рассказывают про игрушки и картинки, достаточно полно отвечают на вопросы, формируют вопросы, ведут диалог.
Как уже писалось выше, нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, с такими логопедическими заключениями, как ОНР (общее недоразвитие речи, ТНР (тяжёлое нарушение речи). Поэтому, оценивая свою многолетнюю работу с использованием метода проектной деятельности, хочу сказать, что применить какую-то единую шкалу для подсчета результативности нашей работы невозможно. Все дети разные, с разным состоянием физического и психосоматического здоровья, с разным уровнем интеллектуального и речевого развития. Да и не это мы считаем самым главным. Главное – это видеть хотя бы маленький результат своей работы. У большинства детей, конечно же, речь становится более связной, более грамотной, развёрнутой, эмоционально окрашенной.
В результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У них пополнился словарный запас, речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта. Сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.
Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.
В процессе проектной деятельности дошкольники получают возможность испытывать и использовать свои способности, учатся отстаивать свои интересы, согласовывать их с интересами других детей, учатся инициативе, анализу. А самое главное создаётся положительно эмоциональный фон для раскрепощения детей. Это очень важно для наших детей. Используя проектный метод в работе, мы полностью реализуем принцип личностно-ориентированного подхода к детям, учитываем их интересы и индивидуальные возможности в освоении всех форм связной речи.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.
4. Список литературы:
1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с. 27-43.
2. Белкина В. Н. Детская психология. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1994.
3. Венгер Л. А. Диагностика умственного развития дошкольников, М., 1998.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
5. Ворошнина Л. В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов /Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : Изд. РАО, 1994. - С. 104-108.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. - Т. 2. - М., 1986.
7. Гафурова Н. О., Чурилова Е. Ю. Проектный метод. 2002. №9. - с. 27-30.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1991.
9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М. : Просвещение, 1993.
10. Гербова В. В. Составление описательных рассказов //Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - с. 28-34.
11. Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. - Москва, 1998.
12. Гризик Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет. - М. :Просвещение,2007.
13. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера, В. М. Хомловской. - М. : Педагогика, 2005.
14. Ерастов Н. П. Процессы мышления и речевой деятельности (Психолого-дидактический аспект) : Автореф. дис. д-ра психол. наук. - М., 1971.
15. Ёлкина Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006.
16. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений /Под ред. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., доп. - М., 2003.
17. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). - Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1984.
18. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2009.- 64с.
19. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1984. - С. 202-206.