Наталья Лукьянова
Использование проектного метода в патриотическом воспитании детей. Воспитание любви к Родине
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач дошкольного образования, т. к. дошкольный возраст — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Публикация «Использование проектного метода в патриотическом воспитании детей, Воспитание любви к Родине» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из главных задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Использование метода проектов позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем и объединить детей, родителей, педагогов в совместной деятельности, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Организуя работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей в своей группе, я использую принцип «от простого к сложному». Формирую нравственно-патриотических качества у детей средней группы с помощью следующих тем: «Моя семья. Мой дом», "Моя малая родина", "Мой родной край", "Наша Армия", "Космос".
Так же актуальны и реализованы в средней группе проекты, относящиеся к государственно-гражданским и международным праздникам: «Новый год», «Широкая масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
Одним из сильных средств воспитания у ребенка любви к Родине, является художественная литература. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.
Традиционные национальные ценности успешно познаются дошкольниками через народные сказки, песни, пословицы и поговорки, былины.
Прежде всего, любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. У детей дошкольного возраста особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят: стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»
Невозможно привить любовь к Родине без знаний о традициях русской народной культуры. О том, как появилась русская земля, как жили предки русского народа, какие они строили дома, какую носили одежду, в доступной форме повествуется в таких произведениях, как «Моя первая книга о России» Е. В. Симоновой, «Как жили люди на Руси» О. Л. Князевой.
Не меньшая роль отводится былинам. Такие произведения, как «Илья Муромец и Калин царь», «Как Илья Муромец богатырем стал», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «Никита Кожемяка», «Святогор-богатырь» знакомят детей с богатырями - защитниками земли Русской. Имена этих героев передаются из поколения в поколение.
Сказка - ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает родной народ. Именно в этом возрасте ребенок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному.
Сказка «Теремок» учит умению жить мирно под одной крышей. Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство.
На примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа и рецептом его приготовления, но и расширить их представление о быте русского народа, пояснить понятие «амбар», «сусек».
В патриотическом проекте «Защитники отечества» дети познакомились с родами войск нашей армии, их отличительных признаках, военной техникой. В группе была организована фотозона «Наша армия родная». Заключительным этапом стало совместное участие детей и пап в спортивном мероприятии.
Проект «Мы и космос» позволил сформировать у детей более точные представления об отечественной космонавтике, ученых и исследователях. В группе был создан мини музей «Этот загадочный космос», подобрана художественная литература, проводились подвижные игры «Летим на луну».
В рамках проекта «Этот день Победы» были собраны материалы и изготовлены стенгазеты, организована выставка художественной литературы, разучивали стихи, прослушивали песни военных лет, рассматривали иллюстрации с фрагментами военных лет. Проводились торжественные мероприятия, акции. Были украшены окна к Дню Победы
Особое место в нравственном воспитании детей к Родине отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне. Стихи А. Твардовского, С. Михалкова и рассказы А. Гайдара, А. Митяева рассказывают о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину. О детях и подростках, учувствовавших в борьбе с захватчиками. Произведения «Сказка о громком барабане» С. Могилевской, «Сестра» Л. Кассиля, «Шел по улице солдат» С. Баруздина, «На заставе» А. Барто формируют представление о храбрости, самоотверженности воинов, воспитывают к ним уважение. Важно подвести детей к пониманию : мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц.
Дети дошкольного возраста должны осознать: наша страна - самая мощная и мирная держава, его защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости и повышается самооценка.
Использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.