Приложение МААМ

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда

Евгения Дьяконова
Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Проходя по участкам в детском саду, каждый будь-то родитель, воспитатель, дедушка или бабушка, видят, как их чадо играет в песочнице. И глядя на это можно услышать: “Ах, ты опять грязный?”, а другие скажут: “Как красиво получилось!”. И, наверное, каждый вспоминает своё детство. Дети, как и мы же когда-то варят “кашки – малашки”, мальчишки строят туннели, гаражи, замки. Малыши делают куличики. И ни каждый родитель знает, что использовать песок можно и в обучении, в развитии их чада, игры с песком более целенаправленные и их считают началом конструирования. А самое главное песок дает дополнительный акцент на развитие тактильного ощущения, развитие мелкой моторики рук.

Публикация «Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда» размещена в разделах

В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушением речи.

Интенсивно развивается логопедическая служба и в негосударственных образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста.

Уточняется базовое содержание дошкольного образования, внедряются вариативные программы воспитания и обучения детей, активно разрабатываются региональные компоненты дошкольных образовательных программ.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует учителю-логопеду необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения речи. Одним из таких методов является метод “Песочной терапии”.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, одним взмахом ладошки изменяя ее направление. В песочных картинах заложен важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.

Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, буквами, представляет себя Волшебником, Художником, Сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка.

Учитель-логопед также не остаются в стороне от процессов творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии.

Наше дошкольное учреждение имеет ванночки с песком, но как их оптимально использовать мало кто знает. Тематика и содержание занятий могут быть разнообразны, в зависимости от доминирующий задачи занятия. Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки. Предлагаемая система занятий, построенных на основе метода песочной терапии, позволяет вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию навыка правильного звукопроизношения ; фонематического слуха и восприятия; навыка звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики рук; сформированность графических навыков; активизация словаря и связной речи дошкольников. Логопедическое воздействие на процесс формирования связной речи детей осуществляется последовательно в доступной и интересной детям форме. На занятиях чередуются различные формы организации деятельности детей, задания усложняются по мере прочного овладения ими предложенным материалом. Структура занятия может меняться в зависимости от эмоционального состояния детей, их конкретных актуальных потребностей и желаний, поскольку заинтересованность и собственная инициатива ребенка выступают залогом успешности работы логопеда и воспитателя. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение.

При отборе материала для автоматизации звуков необходимо учитывать фонетические требования, соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов.

Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех, которого они достигают в играх, их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.

Грамматические задачи переплетаются с лексическими.

Сначала дети выполняют различные фонетически, грамматически и лексические упражнения, а затем уже учатся рассказывать.

В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Это не только общее речевое поведение, но и эмоционально-волевая сфера ребенка, как неуравновешенность, импульсивность в поведении и речи, трудность в адаптации. Во время занятий с песком ребенок концентрирует своё внимание на предмете, забывая о трудностях произношения.

Как правило, дети с речевыми расстройствами страдают отсутствием к обобщению, плохо считают, плохо ориентируются в пространстве. Сочетание песочной терапии и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда, посуда и т. д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.

Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. В самом начале занятий детям объясняются правила игры. Запреты касаются только нанесения телесных повреждений, поломок игрушек и высыпания песка на пол. А что можно? Можно строить и творить!

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Часто дошколята затрудняются это сделать в силу недостаточного развития вербального аппарата. Именно песок дает дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Если перенести традиционное обучение и развивающее задание в песочницу, то получим дополнительный эффект. С одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет. С другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как на песке быстро можно исправить их. Единство коррекционных задач и особая позиция логопеда делают метод песочной терапии особой формой взаимодействия в диаде «ребенок-логопед», позволяют обеспечить вариативность ситуаций речевого взаимодействия детей, стимулируют их активность. А ведь одним из важных условий успешного формирования речевой деятельности, является эмоциональный фон ребенка, его настроение, уровень включенности в процесс занятия.

Цель:

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать правильное звукопроизношение.

Обучать навыкам анализа и синтеза слогов, односложных слов.

Активизировать мыслительные процессы.

Развивать графические навыки.

Расширять и активизировать словарный запас.

Задачи:

Коррекция звукопроизношения

Звукобуквенный анализ слов

Развитие фонематического слуха

Формирование связной речи у детей

Работа с ОНР.

Принципы:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и т. д., что позволяет сформулировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, что помогает развитию связной речи, поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление, формируется грамматический строи речи.

Ожидаемые результаты:

сформированность навыка общения, взаимодействия в коллективе;

навыка правильного звукопроизношения ;

фонематического слуха и восприятия;

навыка звукового анализа и синтеза;

развитие мелкой моторики рук;

сформированность графических навыков;

активизация словаря;

развитие связной речи;

логического компонента мышления;

расширение общей осведомленности.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет. Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике.

Список использованной

и рекомендуемой литературы

Быстрова ГЛ., Сизова ЭЛ., Шуйская ТЛ. Логосказки. СПб., 2001.

Бачков И. В. Сказкотерапия. 1989.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстпигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии. СПб., 2001.

Грабенко Т. М., Зинкевичев стигнеева Т. Д. Чудеса на песке. СПб., 1999.

Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. СПб., 2004.

Лопухина И. Речь, ритм, движение. СПб., 1997.

Пожиленко ЕЛ. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.

Журнал «Логопед» № 7, 2009.

Публикации по теме:

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаРоль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Актуальность и проблема исследования определили цель моей методической разработки: изучение возможности песочной терапии как средства развития.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда
Опубликовано: 22 мая 2013 в 05:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Дьяконова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД