Папки-передвижки

Использование образа русской матрёшки как основы предпосылок формирования народного творчества старших дошкольников (1 фото)

Надежда Боровинская
Использование образа русской матрёшки как основы предпосылок формирования народного творчества старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Ход выступления:

Слайд № 1. - Добрый день, уважаемые коллеги. На сегодняшней встречи, мы будем говорить о роли воспитаний народного творчества посредством русской народной игрушки матрешки в дошкольном возрасте.

Слайд № 2. В 90-х годах XIX столетия в Москву в игрушечную мастерскую А. Мамонтова "Детское воспитание" привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Подобную игрушку, правда делали и у нас на Руси, но в форме деревянных пасхальных яиц - в большом пряталось несколько штук - мал - мала меньше. Разъемная фигурка Фукурума понравилась взрослым и детям, она и послужила прообразом русской матрешки.

Публикация «Использование образа русской матрёшки как основы предпосылок формирования народного творчества старших дошкольников» размещена в разделах

Слайд № 3. Лучший Загорский мастер Василий Звездочкин в 1890 году с большим старанием вырезал из дерева куклу, а Сергей Малютин в истинно крестьянском духе расписал белую заготовку.

Слайд № 4. Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, потом опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Назвали куклу любимым в народе именем Матрена, ласкательно - Матрешка.

Слайд № 5. В 1900 году с закрытием мастерской "Детское воспитание" и открытием в Сергиевом Посаде /г. Загорске/ - столице игрушечного царства - в показательной мастерской началось массовое производство матрешек. В 1910 году в Париже на Всемирной выставке матрешка имела небывалый успех, затем на ежегодных Лейпцигских ярмарках матрешки расходились тысячами. Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрешках целые сюжеты - девушки с серпами и снопами, персонажи бессмертной комедии Гоголя "Ревизор", герои русских народных сказок. Разнообразие матрешек было довольно велико. По прейскуранту Сергиевской земской учебно-показательной мастерской за 1911 года значится 21 вид матрешек только по росписи, не считая размеров и количества вкладышей / изготовляли матрешек от 2 до 24-местных/. Как исключение, в 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была сделана 48-местная матрешка.

Слайд № 6. Загорская матрешка - образ русской красавицы, плотная, приземистая, вверх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурки. Глаза имеют удлиненную форму, румянец на щеках менее ярок и густ, все личико простое, спокойное, обыденное. Так можно сказать и об одежде: одета она в сарафанчик, кофточку с вышивкой, передник с узором или цветами. Эти несложные узоры местные мастера выполняют гуашевымн красками и называют «пестрешкой».

Слайд № 7,8. С загорской матрешкой мы начинаем знакомить со средней группы. Учим рисовать узор в колосе из цветов состоящих их точек, сердцевинок и лепестков, из листочков. Используя контрастные цвета красный, желтый, зеленый и белый. Применяя приемы: учить рисовать точки концом кисти и мазки примакивание всем ворсом кисти.

Слайд № 9,10. Но вскоре у загорцев появились конкуренты - семеновские мастера, которые придали матрешке несколько иную форму и сделали своеобразную роспись. Здесь матрешек изготовляют и сейчас. Игрушка более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Раскрасчицы, или как их называют «красильщицы», изображают матрешек бойкими девушками в цветастых ярких полушалках. Семеновские мастера не скупятся на яркие звучные краски, отдавая предпочтение красному, малиновому, лиловому, васильковому, фиолетовому, лимонному, зеленому. В целом колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета. Букет ярчайших цветов на ее переднике выполнен анилиновыми красками. Край платка этой матрешки украшен ритмичной цепью небольших бутонов. А какое разнообразие забавных и лирических выражений лиц матрешек! Не похожа она на загорскую матрешку чертами удлиненного лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом — «бантиком», малиновым румянцем.

Слайд № 10,11. С семеновской матрешкой мы начинаем знакомить со старшего дошкольного возраста. Учим детей, как можно нарисовать цветок и листья. При помощи дуги с наплывом рисовать лепестки, закрашивая, мазками всем ворсом кисти, а середины цветка переходя на кончик кисти.

Слайд № 12,13,14. Семеновский промысел дошел и до села Полхов-Майдан, что в ста километрах от села Мурома, где точили удлиненные, маломестные или даже совсем неразъемные матрешки с маленькой длинной головой /более похожей на кегли/. Лицо полхов-майданской матрешки несколько скорбно, в окраске одежды господствуют малиновый и фиолетовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые нередко чередуются с красными точками ягод. Цветы грубоваты и резки, но необыкновенно декоративны и своеобразны. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. Фон матрешек двухцветный – верх красный или желтый, низ - зеленый или фиолетовый. Свободно и уверенно бежит по матрешкам перовой рисунок, артистично обходит черным контуром полупрозрачные цветовые мазки, создает и сразу завершает гармонию узора. Это настоящее, живое народное творчество наших дней. Элементы узора в полхов - майданской матрешке имеют свои названия : «большая роза», «колокольчик», «яблочко» и выполняются они анилиновыми красками.

Это три традиционные матрешки, которые рассматриваются с детьми дошкольного возраста.

Слайд № 15,16. Так же, есть «Вятская матрёшка», «Авторская», мастера создают уникальные авторские матрешки, индивидуальные по росписи и рисунку, добрые, веселые, смешные, серьезные - разные по настроению. Каждая матрешка, в их множестве, оригинальна и привлекательна. Русская матрешка! Во всей ее безыскусной ясности и простоте со всей силой выразилась энергия коллективного народного творчества.

Слайд № 17,18,19. От теоретической части, хочется пройти к практике. Дети старшего дошкольного возраста, начинают знакомство с «Семеновской матрёшкой». Для начинающих мастеров предлагаю украсить только одним цветком с листьями. Посмотрите, как можно нарисовать цветок и листья. Беру красную краску и дугами с наплывом рисую пять лепестков, закрашиваю, начиная мазками всем ворсом кисти, а у середины цветка перехожу на кончик кисти. Серединку рисую мазками и листья - мазками всем ворсом кисти. Вот я украсила сарафан матрешке. Предлагаю коллеги поделить нашу матрёшку на две части, один украшает элементами росписи сарафан матрёшки, а другой платок. Приступайте к работе.

Слайд 20. Вот и готовы наши «Семеновские матрёшки». Желаю всем творческих успехов. Спасибо за внимание.

Использование образа русской матрёшки как основы предпосылок формирования народного творчества старших дошкольников
Видео: https://www.youtube.com/embed/o0ijqEs6NPo
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Лэпбук «Основы здорового образа жизни»Лэпбук «Основы здорового образа жизни» Воспитатель Сафонова В. А. СП «Детский сад» МАОУ ООШ с Комсомольское Балаковского района Саратовской области. Добрый день, уважаемые коллеги,.

Планирование тематического дня для старших дошкольников «3 января — День русской матрёшки»Планирование тематического дня для старших дошкольников «3 января — День русской матрёшки» 3 января отмечается День русской МатрёшкиПо одной из легенд в конце XIX века в России появилась привезенная из Японии фигурка буддийского.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Презентация «Музыкальные инструменты в русской живописи» для старших дошкольниковПрезентация «Музыкальные инструменты в русской живописи» для старших дошкольников Картины об инструментах и музыке Музыка звучит… Как сохранить всё её оттенки? Как сохранить те чувства и переживания, что она будит в нас?.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «День рождения русской матрешки» Цель: приобщение детей к русской народной культуре, русским народным традициям. Задачи: - создать условия для возникновения положительных.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование образа русской матрёшки как основы предпосылок формирования народного творчества старших дошкольников
Опубликовано: 13 ноября 2020 в 11:36
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование образа русской матрёшки как основы предпосылок формирования народного творчества старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Боровинская (УИ 1084722) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД