Лучший педагог года

Использование образа русской матрёшки как основы предпосылок формирования народного творчества старших дошкольников (1 фото)

Надежда Боровинская
Использование образа русской матрёшки как основы предпосылок формирования народного творчества старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Ход выступления:

Слайд № 1. - Добрый день, уважаемые коллеги. На сегодняшней встречи, мы будем говорить о роли воспитаний народного творчества посредством русской народной игрушки матрешки в дошкольном возрасте.

Публикация «Использование образа русской матрёшки как основы предпосылок формирования народного творчества старших дошкольников» размещена в разделах

Слайд № 2. В 90-х годах XIX столетия в Москву в игрушечную мастерскую А. Мамонтова "Детское воспитание" привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Подобную игрушку, правда делали и у нас на Руси, но в форме деревянных пасхальных яиц - в большом пряталось несколько штук - мал - мала меньше. Разъемная фигурка Фукурума понравилась взрослым и детям, она и послужила прообразом русской матрешки.

Слайд № 3. Лучший Загорский мастер Василий Звездочкин в 1890 году с большим старанием вырезал из дерева куклу, а Сергей Малютин в истинно крестьянском духе расписал белую заготовку.

Слайд № 4. Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, потом опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Назвали куклу любимым в народе именем Матрена, ласкательно - Матрешка.

Слайд № 5. В 1900 году с закрытием мастерской "Детское воспитание" и открытием в Сергиевом Посаде /г. Загорске/ - столице игрушечного царства - в показательной мастерской началось массовое производство матрешек. В 1910 году в Париже на Всемирной выставке матрешка имела небывалый успех, затем на ежегодных Лейпцигских ярмарках матрешки расходились тысячами. Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрешках целые сюжеты - девушки с серпами и снопами, персонажи бессмертной комедии Гоголя "Ревизор", герои русских народных сказок. Разнообразие матрешек было довольно велико. По прейскуранту Сергиевской земской учебно-показательной мастерской за 1911 года значится 21 вид матрешек только по росписи, не считая размеров и количества вкладышей / изготовляли матрешек от 2 до 24-местных/. Как исключение, в 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была сделана 48-местная матрешка.

Слайд № 6. Загорская матрешка - образ русской красавицы, плотная, приземистая, вверх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурки. Глаза имеют удлиненную форму, румянец на щеках менее ярок и густ, все личико простое, спокойное, обыденное. Так можно сказать и об одежде: одета она в сарафанчик, кофточку с вышивкой, передник с узором или цветами. Эти несложные узоры местные мастера выполняют гуашевымн красками и называют «пестрешкой».

Слайд № 7,8. С загорской матрешкой мы начинаем знакомить со средней группы. Учим рисовать узор в колосе из цветов состоящих их точек, сердцевинок и лепестков, из листочков. Используя контрастные цвета красный, желтый, зеленый и белый. Применяя приемы: учить рисовать точки концом кисти и мазки примакивание всем ворсом кисти.

Слайд № 9,10. Но вскоре у загорцев появились конкуренты - семеновские мастера, которые придали матрешке несколько иную форму и сделали своеобразную роспись. Здесь матрешек изготовляют и сейчас. Игрушка более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Раскрасчицы, или как их называют «красильщицы», изображают матрешек бойкими девушками в цветастых ярких полушалках. Семеновские мастера не скупятся на яркие звучные краски, отдавая предпочтение красному, малиновому, лиловому, васильковому, фиолетовому, лимонному, зеленому. В целом колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета. Букет ярчайших цветов на ее переднике выполнен анилиновыми красками. Край платка этой матрешки украшен ритмичной цепью небольших бутонов. А какое разнообразие забавных и лирических выражений лиц матрешек! Не похожа она на загорскую матрешку чертами удлиненного лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом — «бантиком», малиновым румянцем.

Слайд № 10,11. С семеновской матрешкой мы начинаем знакомить со старшего дошкольного возраста. Учим детей, как можно нарисовать цветок и листья. При помощи дуги с наплывом рисовать лепестки, закрашивая, мазками всем ворсом кисти, а середины цветка переходя на кончик кисти.

Слайд № 12,13,14. Семеновский промысел дошел и до села Полхов-Майдан, что в ста километрах от села Мурома, где точили удлиненные, маломестные или даже совсем неразъемные матрешки с маленькой длинной головой /более похожей на кегли/. Лицо полхов-майданской матрешки несколько скорбно, в окраске одежды господствуют малиновый и фиолетовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые нередко чередуются с красными точками ягод. Цветы грубоваты и резки, но необыкновенно декоративны и своеобразны. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. Фон матрешек двухцветный – верх красный или желтый, низ - зеленый или фиолетовый. Свободно и уверенно бежит по матрешкам перовой рисунок, артистично обходит черным контуром полупрозрачные цветовые мазки, создает и сразу завершает гармонию узора. Это настоящее, живое народное творчество наших дней. Элементы узора в полхов - майданской матрешке имеют свои названия : «большая роза», «колокольчик», «яблочко» и выполняются они анилиновыми красками.

Это три традиционные матрешки, которые рассматриваются с детьми дошкольного возраста.

Слайд № 15,16. Так же, есть «Вятская матрёшка», «Авторская», мастера создают уникальные авторские матрешки, индивидуальные по росписи и рисунку, добрые, веселые, смешные, серьезные - разные по настроению. Каждая матрешка, в их множестве, оригинальна и привлекательна. Русская матрешка! Во всей ее безыскусной ясности и простоте со всей силой выразилась энергия коллективного народного творчества.

Слайд № 17,18,19. От теоретической части, хочется пройти к практике. Дети старшего дошкольного возраста, начинают знакомство с «Семеновской матрёшкой». Для начинающих мастеров предлагаю украсить только одним цветком с листьями. Посмотрите, как можно нарисовать цветок и листья. Беру красную краску и дугами с наплывом рисую пять лепестков, закрашиваю, начиная мазками всем ворсом кисти, а у середины цветка перехожу на кончик кисти. Серединку рисую мазками и листья - мазками всем ворсом кисти. Вот я украсила сарафан матрешке. Предлагаю коллеги поделить нашу матрёшку на две части, один украшает элементами росписи сарафан матрёшки, а другой платок. Приступайте к работе.

Слайд 20. Вот и готовы наши «Семеновские матрёшки». Желаю всем творческих успехов. Спасибо за внимание.

Использование образа русской матрёшки как основы предпосылок формирования народного творчества старших дошкольников
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Лэпбук «Основы здорового образа жизни»Лэпбук «Основы здорового образа жизни» Воспитатель Сафонова В. А. СП «Детский сад» МАОУ ООШ с Комсомольское Балаковского района Саратовской области. Добрый день, уважаемые коллеги,.

Планирование тематического дня для старших дошкольников «3 января — День русской матрёшки»Планирование тематического дня для старших дошкольников «3 января — День русской матрёшки» 3 января отмечается День русской МатрёшкиПо одной из легенд в конце XIX века в России появилась привезенная из Японии фигурка буддийского.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Презентация «Музыкальные инструменты в русской живописи» для старших дошкольниковПрезентация «Музыкальные инструменты в русской живописи» для старших дошкольников Картины об инструментах и музыке Музыка звучит… Как сохранить всё её оттенки? Как сохранить те чувства и переживания, что она будит в нас?.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «День рождения русской матрешки» Цель: приобщение детей к русской народной культуре, русским народным традициям. Задачи: - создать условия для возникновения положительных.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование образа русской матрёшки как основы предпосылок формирования народного творчества старших дошкольников
Опубликовано: 13 ноября 2020 в 11:36
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование образа русской матрёшки как основы предпосылок формирования народного творчества старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Боровинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД