Елена Вострикова
«Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ»
«Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ»
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образова-ния, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Только при тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей, на всем протяжении дошкольного детства ребенка, может быть достигнут положительный результат.
Публикация «„Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ“» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не уди-вишь. Но, как показывает практика, отношение родителей к деятельности ДОУ, прежде всего, зависит, от инициативы администрации и педагогов, от качества решения вопросов педагогического просвещения родителей.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспи-тания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.
Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, ре-шила внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с це-лью развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Всю работу по взаимодействию с родителями я разделила на три на-правления. Это:
1. Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для выявления досуговых предпочтений я провожу анкетирование в каждой возрастной группе «Ребенок и музыка» и «Совместный досуг». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируется специфика семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности се-мейного досуга, обдумывается тактика общения с родителями.
Я определила для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса (создании музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ и группы).
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициатив-ность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной музыкально-досуговой деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участ-вуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.
Родители – исполнители, которые принимают участие в совмест-ной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтере-сованности;
Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сто-ронними наблюдателями педпроцесса, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях.
2. Информационно-познавательное направление
Главной целью в этом направлении стала цель обогащения роди-телей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.
В нашем детском саду созданы все условия для организации педа-гогического просвещения родителей. Совместная работа специалистов ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физиче-ской культуре, психолог, логопед, старшая медицинская сестра) по реа-лизации образовательной программы обеспечивает педагогическое со-провождении семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Для повышения педагогической компетентности родителей я ис-пользую активные формы :
-Выступления на родительских собраниях с консультациями, мас-тер-классами, презентациями («Изготовление костюма», «Подарите детям праздник!», «Скоро Новый год!», «Украсим квартиру к празднику» и др.);
- День открытых дверей. Видео-презентация «Музыкальное вос-питание в семье»;
- Совместное создание предметно – развивающей среды;
- Индивидуальные беседы с детьми и родителями ("Итоги проме-жуточного и итогового мониторинга», «Рекомендации для родителей одаренных детей» и т. д.);
- Использование сети Интернет для обсуждения острых вопросов и распространения информации;
- Уголок специалиста «Музыкальный руководитель советует»;
-Стенд музыкального руководителя «Интересное о музыке».
Особенно понравившаяся новая форма взаимодействия с родителя-ми-авторский информационно-методический журнал для детей и забот-ливых родителей «Веселые музыканты».
Задачи издания журнала:
1. Ознакомление родителей с работой музыкального руководителя в рамках образовательной области «Музыка»;
2. Формирование у родителей знаний о развитии у детей дошколь-ного возраста музыкальных способностей;
3. Повышение музыкально-педагогической компетентности роди-телей;
4. Побуждение родителей к взаимодействию с ребенком в различных видах музыкальной деятельности через использование материалов журнала.
Тематика журнала :
«Скоро Новый год!»
«Музыка и здоровье ребенка»
«Любим мы играть в оркестре!»
«Петь- это здорово!»
«Ритмика на радость детям!»
«Как хорошо, что есть театр!» и др.
Рубрики журнала:
Это интересно! (Определение проблемы, интересные факты по теме и т. д.)
Родителям на заметку. (Методические рекомендации, совре-менные технологии, «острые» вопросы и ответы на них и т. д.)
Поиграем вместе! (Различные виды совместных игр, стихи, за-гадки на тему выпуска)
Музыкальная шкатулка. (Любимые детские песни)
Праздник веселый к нам пришел! (Информация о празднике месяца)
Фотогалерея. (Фоторепортаж с прошедшего праздника, инте-ресные кадры)
3. Музыкально-досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями - самое привлека-тельное, востребованное, полезное, но и самым трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет ро-дителям:
• Устанавливать теплые неформальные отношения между педа-гогами и родителями;
• увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаи-моотношениях;
• укреплять детско-родительские связи;
• апробировать разные подходы к воспитанию ребенка;
• делиться опытом с другими родителями, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью группы;
Как новая, мной уже несколько лет используется форма семейного досуга - «Семейные посиделки». В этом формате были проведены мероприятия:
«Мы играли в Паповоз»
«В гостях у Золушки»
«Моя семья – мой отчий дом!»
«Неразлучные друзья – взрослые и дети!»
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолю-бие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, чувство гор-дости за родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Сценарии праздников и развлечений были разработаны совместно с воспитателями группы. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педа-гогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем роди-телей и членов семей;
- распределение ролей взрослых;
- подготовка отдельных номеров с родителями; совместных с роди-телями детских номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- индивидуальные встречи и консультации с членами семей и роди-телями;
- изготовление атрибутов, пособий, декораций и т. д.
Эти семейные досуги доставляют всем много радостных и вол-нующих минут. Глаза детей светятся неподдельной радостью, а как они гордятся своими родителями! А я восхищаюсь творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
В результате использования новых форм взаимодействия музы-кального руководителя с родителями :
1. Повысился уровень развития музыкальных способностей детей.
2. Повысился уровень воспитательно-образовательной деятельно-сти родителей : из «зрителей» и «наблюдателей» они стали активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ.
3. Повысилось внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ.
4. Родители стали более компетентны в вопросах развития музы-кальных способностей детей дошкольного возраста;
5. Обогатился опыт межличностного взаимодействия детей и ро-дителей.
Таким образом, использование новых форм взаимодействия музы-кального руководителя с семьей способствует повышению эффективно-сти работы с родителями, поэтому использование этих форм в работе оправдано, необходимо и должно получить еще большее распространение в дошкольных учреждениях.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.