Приложение МААМ

Использование нетрадиционных методов психосаморегуляции в физическом воспитании детей дошкольного возраста

марина багирян
Использование нетрадиционных методов психосаморегуляции в физическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровье - это в значительной мере результат физической культуры личности человека. Физическая культура рассматривается мною, как составная часть общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека. Исходя из данного определения, основной показатель физической культуры общества - уровень здоровья и физического развития людей, а процесс физического воспитания призван решать задачи укрепления здоровья, гигиены труда и быта. Быть здоровым - забота не только людей, имеющих недуги, но и здоровых. Однако, здоровый человек чаще всего о здоровье не думает, воспринимая свое физическое благополучие как должное. Здоровье - как воздух: пока оно есть, его не замечают.

Публикация «Использование нетрадиционных методов психосаморегуляции в физическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В детском саду МБДОУ № 14 «Малыш» города – курорта Железноводска, где я работаю, основной задачей является - сохранение и укрепление физического здоровья, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, а так же формирование двигательных умений и навыков дошкольников.

Занятия по физической культуре построены в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений носят увлекательный характер и предусматривают физиологически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

Используя методику комплексной системы психорегуляции В. В. Антонова и Г. Ю. Вавера, системы Хатха-йоги и китайских оздоровительных систем, внедрила в практику работы методику комплексного воздействия на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, а также коррекции ранних отклонений в состоянии здоровья детей.

В качестве методов физического развития использую динамические, статистические, дыхательные упражнения Хатха-йоги и упражнения, разработанные на основе китайских оздоровительных систем, из которых создала специальные комплексы, оказывающие целенаправленный эффект на

организм ребенка, с учетом характера патологического процесса. Нервно-психическому развитию способствуют методы : игры-медитации, спонтанный танец, активизирующие положительные эмоции, гармонизирующие внутренний мир ребенка, создающие ощущение душевного комфорта, способствующие формированию первичных навыков психической саморегуляции, а также игры для развития мышления, внимания, наблюдательности, памяти.

На основе методики В. В. Антонова и Г. Ю. Вавера разработала занятие "Хочу быть здоров. Так же разработала и внедрила в практику работы детского сада перспективное планирование для детей средней, старшей и подготовительной групп. Структура занятия строится по следующему плану:

Вводная медитация. Термин "медитация" (лат. meditatio) означает сосредоточение. Медитация широко используется на Востоке, а в последнее время и на Западе, в качестве метода, способствующего психофизиологической релаксации. В наших занятиях медитация носит характер кратковременного сосредоточения на том или ином предлагаемом в игровой форме образе. Вводная медитация представлена и в виде игры-медитации с музыкальным сопровождением.

Вторая часть занятия состоит из разминочных динамических и дыхательных упражнений системы Хатха-йоги, элементов древнекитайских оздоровительных систем и статистических поз Хатха-йоги. Древнеиндийская система Хатха-йоги направлена на физическое и нравственное оздоровление. Динамические упражнения системы Хатха-йоги выполняются в виде разминки в игровой форме или с использованием образных представлений, иногда под спокойное музыкальное сопровождение. Упражнения способствуют развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренируют костно-мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Это достигается с помощью различных движений: вращений в суставах в состоянии расслабления и напряжения, наклонов, поворотов, прыжков, кувырков, приседаний и бега. Выполняемые упражнения могут имитировать полет насекомых, птиц, движения животных и т. д. Освоив технику упражнений, в дальнейшем дети опосредованно вырабатывают способность к концентрации через ощущения в работающей части тела. Это усиливает профилактический эффект упражнения.

Дыхательные упражнения системы Хатха-йоги включают в себя освоение навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха". Полное дыхание оказывает положительный лечебный эффект, особенно у часто болеющих. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути. Упражнения, составленные на основе древних китайских оздоровительных систем, способствуют регуляции дыхательной и других функций организма, а также оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимает усталость.

Хатха-йога-одна из составных частей учения йоги, проповедующего соединения, гармонию трех начал человека- физического, психического и духовного. Слово «хатха» состоит из двух слов: ха - что означает солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости, и тха- луна, символ покоя. Соединение этих слов – стимулов указывает, что данная система основана на союзе противоположностей, благодаря чему создаются равновесие и гармония.

Физические упражнения хатха - йоги помогают нормализовать работу внутренних органов, способствуют улучшению кровообращения, координации движений, оздоровлению психики. Для детей это еще и профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Отмечено, что дети становятся спокойнее, у них появляется уверенность в своих силах, улучшается внимание, так как выполнение любого упражнения не является чисто механическим, а требует сосредоточенности.

Выполнение поз требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма, что обеспечивает умеренную нагрузку на организм. Важная и очень ценная особенность этих упражнений заключена в сочетании физических упражнений, на требующих специальных приспособлений и снарядов, с расслаблением и дыхательной гимнастикой.

Занятия строятся на основе принципа от простого к сложному. Начинаю с самых простых упражнений, выполнение которых не требует от ребенка больших усилий для поддержания равновесия. Все упражнения выполняются медленно, с тем

чтобы ребенок мог осознать, прочувствовать свои возможности в поддержании равновесия и найти свой собственный способ достижения этого. Основным принципом здесь является постепенное уменьшение площади опоры

и изменения положения естественного

центра тяжести тела. В случае упражнений

вдвоем (и более) наряду с соморегуляцией вырабатываются навыки межличностного взаимодействия.

Асана Хатха-йоги означает устойчивое положение тела, поэтому исполняющий должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно. Каждая асана начинается с периода освоения, поэтому вначале она выполняется в динамическом варианте (повторяется несколько раз). Затем ребенка учат сосредоточению на ощущениях в некоторых участках тела, в зависимости от направленности профилактического и лечебного эффекта асаны. Впоследствии ребенку предлагают представить себя в образе, которому соответствует название асаны. Фиксация в статистической позе происходит на короткое время (5-15 секунд, максимально до 1 минуты). Благодаря регулярным упражнениям у ребенка складываются ощущения целостности, ясности, надежности своего тела как необходимой константы физического и эмоционального благополучия. Ребенок учится понимать «язык тела», у него формируется положительный образ своего тела, что ведет к самоприятию и повышению эмоциональной устойчивости. Упражнения на поддержание равновесия и развития устойчивости помогают ребенку осознать свою телесную активность и улучшить контакт с телом. От традиционных упражнений, используемых на занятиях на занятиях по физическому воспитанию, данные техники отличаются методикой выполнения. Конечным результатом здесь является улучшение саморегуляции за счет контроля телесной активности.

Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняются работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнение стретчинг направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

В ходе проведения занятия решаю следующие задачи:

1. Развитие физических качеств : мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.

2. Развитие психических качеств : внимание воображение, умственные способности.

3. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

4. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощенности и творчества в движении.

Значение игрового стретчинга.

- увеличивается подвижность суставов

- повышается общая двигательная активность

- упражнения направлены на формирование правильной осанки

- воспитываются выносливость и старательность

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе занятия. Упражнения выполняются в медленном, а значит, в безопасном ритме.

Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно – образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Все упражнения стретчинга выполняются под музыку.

Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений

Игрового стретчинга:

1. Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю упражнения я или подготовленный мною ребенок.

2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному.

3. Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.

4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинаем выполнять упражнения с 4-х раз, постепенно увеличивая количество повторов.

5. Индивидуально – дифференцированный подход. Учет особенностей возраста, состояние здоровья каждого ребенка.

6. Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям для укрепления, каких мышц данное упражнение.

Основные правила стретчинга:

- разогрев перед упражнениями;

- медленное и плавное выполнение упражнений;

- «правила ровной спины»- следить за осанкой, т. к. сгорбленность уменьшает гибкость;

- спокойное дыхание;

- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.

Элементы игрового стретчинга можно использовать также на утренней гимнастике. Занятия игровым стретчингом с детьми показывают, что близкие и понятные детям образы

Сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.

В виде самостоятельного упражнения выполняется спонтанный танец, который развивает координацию, пластику, тренирует вестибулярный аппарат. В таком танце ребенок легко отождествляет себя с предложенным образом и передает в движении переживаемые эмоции. В танце, дети раскрывают свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц, дающий возможность перевоплощаться.

Следующая часть занятия включает в себя релаксацию. Релаксация- это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжении, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом. Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения, связанного с переутомлением, нарушением осанки, недостатком потребности организма в движении. Умение расслабляться помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, дает ощущение покоя и сосредоточения. Расслабились мышцы – отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие. Во время релаксации на расслабление спокойная мелодия помогает снять возникшее напряжение.

В следующую часть занятия входит психогимнастика и гимнастика маленьких волшебников. Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон-психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состоит из трех фаз:

1 фаза —снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы, имеющих и социометрическое значение (кого выбрать в напарники и т. п.);

II фаза —пантомима (поведение в ситуации, когда в окно влезает вор; боязнь запачкаться и т. д.);

III фаза- заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективные игры и танцы). Основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных движений (I фаза занятия, на использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств (II и III фазы занятия) и на приобретении навыков в саморасслаблении (IV фаза занятия). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций- выразительным движениям. Основная цель-преодоление барьеров и общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать- значит более или менее понять. Таким образом, детям, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность). Игры направлены на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений. Основная цель -преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психофизического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Гимнастика маленьких волшебников включает элементы древних гимнастик, исходящих из более сложных знаний о строении человека и его связи с окружающей средой. Основной целью проведения этих игровых упражнений являются профилактика простудных заболеваний, закаливание детей.

Увлеченно включаясь в игру, дети на перебой предлагают свои варианты движений, что уже само является началом творчества. В то же время они получают первые элементы знаний о массаже. В процессе игры дети "плачут" и "смеются", могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свои эмоции, они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети, рожденные самыми совершенными существами на Земле, обретают вновь утерянные, подчас под давлением взрослых, умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость в воспитании бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества к нам в семью, делая нас - взрослых добрее, мягче, светлее.

Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дыхание при выполнении упражнений свободное, но с детьми 5-6 лет можно уже проводить задержку дыхания в игровых моментах. Подводить детей к сознательному умению быть здоровым, внимательным, чутким. Учить освобождаться от стрессов, перенапряжения, дать необходимые умения проведения точечного самомассажа.

В заключительной части занятия провожу спокойные игры на внимание или провожу мини беседы. С помощью бесед, сказок даю первоначальные знания о здоровом образе жизни. Углубляю элементарные знания детей о человеке как едином живом организме, о взаимодействии его с окружающим миром.

Данные занятия способствуют формированию первичных навыков психической саморегуляции, а также развитию мышления, внимания, наблюдательности, памяти. Развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренировки костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек по натуре своей – художник. Он.

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных методов психосаморегуляции в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 октября 2024 в 14:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных методов психосаморегуляции в физическом воспитании детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем марина багирян (УИ 1289659) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД