марина багирян
Использование нетрадиционных методов психосаморегуляции в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Здоровье - это в значительной мере результат физической культуры личности человека. Физическая культура рассматривается мною, как составная часть общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека. Исходя из данного определения, основной показатель физической культуры общества - уровень здоровья и физического развития людей, а процесс физического воспитания призван решать задачи укрепления здоровья, гигиены труда и быта. Быть здоровым - забота не только людей, имеющих недуги, но и здоровых. Однако, здоровый человек чаще всего о здоровье не думает, воспринимая свое физическое благополучие как должное. Здоровье - как воздух: пока оно есть, его не замечают.
Публикация «Использование нетрадиционных методов психосаморегуляции в физическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В детском саду МБДОУ № 14 «Малыш» города – курорта Железноводска, где я работаю, основной задачей является - сохранение и укрепление физического здоровья, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, а так же формирование двигательных умений и навыков дошкольников.
Занятия по физической культуре построены в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений носят увлекательный характер и предусматривают физиологически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Используя методику комплексной системы психорегуляции В. В. Антонова и Г. Ю. Вавера, системы Хатха-йоги и китайских оздоровительных систем, внедрила в практику работы методику комплексного воздействия на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, а также коррекции ранних отклонений в состоянии здоровья детей.
В качестве методов физического развития использую динамические, статистические, дыхательные упражнения Хатха-йоги и упражнения, разработанные на основе китайских оздоровительных систем, из которых создала специальные комплексы, оказывающие целенаправленный эффект на
организм ребенка, с учетом характера патологического процесса. Нервно-психическому развитию способствуют методы : игры-медитации, спонтанный танец, активизирующие положительные эмоции, гармонизирующие внутренний мир ребенка, создающие ощущение душевного комфорта, способствующие формированию первичных навыков психической саморегуляции, а также игры для развития мышления, внимания, наблюдательности, памяти.
На основе методики В. В. Антонова и Г. Ю. Вавера разработала занятие "Хочу быть здоров. Так же разработала и внедрила в практику работы детского сада перспективное планирование для детей средней, старшей и подготовительной групп. Структура занятия строится по следующему плану:
Вводная медитация. Термин "медитация" (лат. meditatio) означает сосредоточение. Медитация широко используется на Востоке, а в последнее время и на Западе, в качестве метода, способствующего психофизиологической релаксации. В наших занятиях медитация носит характер кратковременного сосредоточения на том или ином предлагаемом в игровой форме образе. Вводная медитация представлена и в виде игры-медитации с музыкальным сопровождением.
Вторая часть занятия состоит из разминочных динамических и дыхательных упражнений системы Хатха-йоги, элементов древнекитайских оздоровительных систем и статистических поз Хатха-йоги. Древнеиндийская система Хатха-йоги направлена на физическое и нравственное оздоровление. Динамические упражнения системы Хатха-йоги выполняются в виде разминки в игровой форме или с использованием образных представлений, иногда под спокойное музыкальное сопровождение. Упражнения способствуют развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренируют костно-мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Это достигается с помощью различных движений: вращений в суставах в состоянии расслабления и напряжения, наклонов, поворотов, прыжков, кувырков, приседаний и бега. Выполняемые упражнения могут имитировать полет насекомых, птиц, движения животных и т. д. Освоив технику упражнений, в дальнейшем дети опосредованно вырабатывают способность к концентрации через ощущения в работающей части тела. Это усиливает профилактический эффект упражнения.
Дыхательные упражнения системы Хатха-йоги включают в себя освоение навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха". Полное дыхание оказывает положительный лечебный эффект, особенно у часто болеющих. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути. Упражнения, составленные на основе древних китайских оздоровительных систем, способствуют регуляции дыхательной и других функций организма, а также оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимает усталость.
Хатха-йога-одна из составных частей учения йоги, проповедующего соединения, гармонию трех начал человека- физического, психического и духовного. Слово «хатха» состоит из двух слов: ха - что означает солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости, и тха- луна, символ покоя. Соединение этих слов – стимулов указывает, что данная система основана на союзе противоположностей, благодаря чему создаются равновесие и гармония.
Физические упражнения хатха - йоги помогают нормализовать работу внутренних органов, способствуют улучшению кровообращения, координации движений, оздоровлению психики. Для детей это еще и профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Отмечено, что дети становятся спокойнее, у них появляется уверенность в своих силах, улучшается внимание, так как выполнение любого упражнения не является чисто механическим, а требует сосредоточенности.
Выполнение поз требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма, что обеспечивает умеренную нагрузку на организм. Важная и очень ценная особенность этих упражнений заключена в сочетании физических упражнений, на требующих специальных приспособлений и снарядов, с расслаблением и дыхательной гимнастикой.
Занятия строятся на основе принципа от простого к сложному. Начинаю с самых простых упражнений, выполнение которых не требует от ребенка больших усилий для поддержания равновесия. Все упражнения выполняются медленно, с тем
чтобы ребенок мог осознать, прочувствовать свои возможности в поддержании равновесия и найти свой собственный способ достижения этого. Основным принципом здесь является постепенное уменьшение площади опоры
и изменения положения естественного
центра тяжести тела. В случае упражнений
вдвоем (и более) наряду с соморегуляцией вырабатываются навыки межличностного взаимодействия.
Асана Хатха-йоги означает устойчивое положение тела, поэтому исполняющий должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно. Каждая асана начинается с периода освоения, поэтому вначале она выполняется в динамическом варианте (повторяется несколько раз). Затем ребенка учат сосредоточению на ощущениях в некоторых участках тела, в зависимости от направленности профилактического и лечебного эффекта асаны. Впоследствии ребенку предлагают представить себя в образе, которому соответствует название асаны. Фиксация в статистической позе происходит на короткое время (5-15 секунд, максимально до 1 минуты). Благодаря регулярным упражнениям у ребенка складываются ощущения целостности, ясности, надежности своего тела как необходимой константы физического и эмоционального благополучия. Ребенок учится понимать «язык тела», у него формируется положительный образ своего тела, что ведет к самоприятию и повышению эмоциональной устойчивости. Упражнения на поддержание равновесия и развития устойчивости помогают ребенку осознать свою телесную активность и улучшить контакт с телом. От традиционных упражнений, используемых на занятиях на занятиях по физическому воспитанию, данные техники отличаются методикой выполнения. Конечным результатом здесь является улучшение саморегуляции за счет контроля телесной активности.
Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняются работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнение стретчинг направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.
В ходе проведения занятия решаю следующие задачи:
1. Развитие физических качеств : мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
2. Развитие психических качеств : внимание воображение, умственные способности.
3. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
4. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощенности и творчества в движении.
Значение игрового стретчинга.
- увеличивается подвижность суставов
- повышается общая двигательная активность
- упражнения направлены на формирование правильной осанки
- воспитываются выносливость и старательность
Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе занятия. Упражнения выполняются в медленном, а значит, в безопасном ритме.
Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно – образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Все упражнения стретчинга выполняются под музыку.
Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений
Игрового стретчинга:
1. Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю упражнения я или подготовленный мною ребенок.
2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному.
3. Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинаем выполнять упражнения с 4-х раз, постепенно увеличивая количество повторов.
5. Индивидуально – дифференцированный подход. Учет особенностей возраста, состояние здоровья каждого ребенка.
6. Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям для укрепления, каких мышц данное упражнение.
Основные правила стретчинга:
- разогрев перед упражнениями;
- медленное и плавное выполнение упражнений;
- «правила ровной спины»- следить за осанкой, т. к. сгорбленность уменьшает гибкость;
- спокойное дыхание;
- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.
Элементы игрового стретчинга можно использовать также на утренней гимнастике. Занятия игровым стретчингом с детьми показывают, что близкие и понятные детям образы
Сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.
В виде самостоятельного упражнения выполняется спонтанный танец, который развивает координацию, пластику, тренирует вестибулярный аппарат. В таком танце ребенок легко отождествляет себя с предложенным образом и передает в движении переживаемые эмоции. В танце, дети раскрывают свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц, дающий возможность перевоплощаться.
Следующая часть занятия включает в себя релаксацию. Релаксация- это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжении, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом. Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения, связанного с переутомлением, нарушением осанки, недостатком потребности организма в движении. Умение расслабляться помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, дает ощущение покоя и сосредоточения. Расслабились мышцы – отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие. Во время релаксации на расслабление спокойная мелодия помогает снять возникшее напряжение.
В следующую часть занятия входит психогимнастика и гимнастика маленьких волшебников. Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон-психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состоит из трех фаз:
1 фаза —снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы, имеющих и социометрическое значение (кого выбрать в напарники и т. п.);
II фаза —пантомима (поведение в ситуации, когда в окно влезает вор; боязнь запачкаться и т. д.);
III фаза- заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективные игры и танцы). Основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных движений (I фаза занятия, на использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств (II и III фазы занятия) и на приобретении навыков в саморасслаблении (IV фаза занятия). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций- выразительным движениям. Основная цель-преодоление барьеров и общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать- значит более или менее понять. Таким образом, детям, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность). Игры направлены на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений. Основная цель -преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психофизического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Гимнастика маленьких волшебников включает элементы древних гимнастик, исходящих из более сложных знаний о строении человека и его связи с окружающей средой. Основной целью проведения этих игровых упражнений являются профилактика простудных заболеваний, закаливание детей.
Увлеченно включаясь в игру, дети на перебой предлагают свои варианты движений, что уже само является началом творчества. В то же время они получают первые элементы знаний о массаже. В процессе игры дети "плачут" и "смеются", могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свои эмоции, они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети, рожденные самыми совершенными существами на Земле, обретают вновь утерянные, подчас под давлением взрослых, умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость в воспитании бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества к нам в семью, делая нас - взрослых добрее, мягче, светлее.
Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дыхание при выполнении упражнений свободное, но с детьми 5-6 лет можно уже проводить задержку дыхания в игровых моментах. Подводить детей к сознательному умению быть здоровым, внимательным, чутким. Учить освобождаться от стрессов, перенапряжения, дать необходимые умения проведения точечного самомассажа.
В заключительной части занятия провожу спокойные игры на внимание или провожу мини беседы. С помощью бесед, сказок даю первоначальные знания о здоровом образе жизни. Углубляю элементарные знания детей о человеке как едином живом организме, о взаимодействии его с окружающим миром.
Данные занятия способствуют формированию первичных навыков психической саморегуляции, а также развитию мышления, внимания, наблюдательности, памяти. Развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренировки костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы.