Ольга Александровна Осадчук
Использование метода проектов в экологическом образовании младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современная политика в сфере дошкольного образования определяется реализацией Федерального закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования выделены пять образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• физическое развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Использование метода проектов в экологическом образовании младших дошкольников» размещена в разделах
- Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя и экологическое образование детей дошкольного возраста.
Опыт нашей работы подтверждает, что для реализации задач экологического образования с детьми третьего года жизни наиболее эффективно использовать метод проектов.
Спецификой метода проектов в дошкольном образовании является его огромный воспитательный потенциал, который заключается в том, что:
- метод проектов, являясь методом практического, целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка дошкольного возраста по взаимодействию с окружающим миром;
- метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, методом, стимулирующим детскую самодеятельность.
Содержание работы над проектом направлено на реализацию требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования по экологическому образованию детей младшего дошкольного возраста. Реализация содержания проекта происходит через организацию специальной предметно-развивающей среды в группе, включение детей в практическую поисковую или исследовательскую деятельность. Итогом работы являются музыкально-познавательные развлечения, викторины, конкурсы, творческие презентации, выставки детских работ.
В данной статье предложен вариант использования проектной деятельности в экологическом образовании младших дошкольников на примере проекта «Огород на подоконнике».
Проект «Огород на подоконнике» имеет своей целью:
- дать представление детям третьего года жизни о растениях как живых существах и способе их выращивания;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
В ходе реализации данного проекта решаются следующие задачи:
• познакомить детей с внешним видом и особенностями произрастания лука, овса, фасоли;
• научить сажать и поливать растения под руководством воспитателя;
• организовать творческую продуктивную деятельность;
• создать детям условия для наблюдения за ростом растений.
В содержание данного проекта в первой младшей группе включены мероприятия с участием Деда из сказки «Репка», это персонаж, который на протяжении всего проекта советует малышам, как сажать семена, как поливать, вместе наблюдает за всходами и т. д.
Итог работы по проекту:
• выставка рисунков «Ребята – эколята»;
• фотоколлаж «Наш огород».
Таким образом, предложенный материал даёт возможность заложить у детей третьего года жизни первые ориентиры в мире природы, формировать представление о растениях как о живых существах и об условиях, необходимых для их роста и развития (почва, влага, тепло и свет).
Содержание экологического проекта «Огород на подоконнике»
в первой младшей группе.
Содержание проекта. Предметно-развивающая среда. Методическое обеспечение. Продуктивная деятельность.
Март
«В гостях у Дедушки»
1. Инсценировка сказки репка «Репка» в сопровождении настольного театра.
2. Знакомство с куклой Дед кукольные персонажи, фигурки театра план знакомство с куклой.
3. Беседа о том, что растет у Деда на огороде (с показом иллюстраций) иллюстрации, муляжи овощей, план беседы, рисование «Овощи».
4. Разучивание пальчиковой гимнастики «Капуста», качан капусты, лепка
«Капуста».
5. Рассматривание технологической карты «Как посадить лук», технологическая карта, домашнее задание: вместе с родителями посадить дома лук.
6. Рассматривание технологической карты «Как подготовить семена фасоли к посадки» технологическая карта, замачивание фасоли
7. Рассматривание технологической карты «Как подготовить семена овса к посадки», технологическая карта, замачивание семян овса.
Апрель
«Наш огород»
1. Создание проблемной ситуации: «Как помочь Деду посадить лук, что для этого надо?» семенной лук, горшочки, совочки, земля для посадки посадка лука.
2. Создание проблемной ситуации: «Как помочь Деду посадить фасоль, что для этого надо?» Проросшие бобочки фасоли. горшочки, совочки, земля для посадки. Посадка фасоли.
3. Создание проблемной ситуации: «Как помочь Деду посадить фасоль, что для этого надо?» проросшая фасоль, горшочки, совочки, земля для посадки посадка фасоли.
4. Обучение детей поливу и уходу за растениями, лейки, вода.
5. Д/И «Узнай, что в мешочке» (муляжи различных овощей). Д/И, описание дидактического комплекса. Аппликация «Овощи».
5. Наблюдение за всходами, дневник наблюдений, зарисовка всходов.
6. Рассказ воспитателя о полезных свойствах лука, иллюстрации, конспект, материал к рассказу, коллективная аппликация «Грядка лука».
Май
«Ребята - эколята»
1. Организация сюжетно-ролевой игры «Мы сажали огород».
Атрибуты к игре, план подготовки и организации игры.
2. Рассказ воспитателя о полезных свойствах фасоли и овса.
Иллюстрации блюд из фасоли и овса, конспект, материал к рассказу
Домашнее задание: вместе с родителями приготовить овсяную кашу.
3. Заучивание стихотворения «Одуванчик».
Иллюстрации по содержанию стихотворения.
Рисование «Одуванчик».
4. Заучивание песенок-потешек о растениях.
Альбом с потешками, подборка музыкальных песен.
5. Выставка рисунков «Ребята - эколята».
Иллюстрации, книги о природе и её охране.
Домашнее задание: вместе с родителями сделать рисунки на экологическую тему.
6. Театрализованное представление «Наш огород».
Атрибуты для театрализации, сценарий.
Коллективная работа фотоколлаж «Наш огород».
Советы педагогам в реализации метода проектов:
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Таким образом, метод проектов помогает вовлечь младших дошкольников в процесс активной познавательной деятельности, позволяющей детям осознать, где и как могут быть применены полученные знания. Поэтому способность педагога использовать в работе проектный метод имеет большое значение для экологического образования детей младшего дошкольного возраста.