Юлия Четверова
Использование метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматриваются вопросы развития экологического сознания у детей дошкольного возраста, посредством использования метода моделирования.
Ключевые слова: моделирование, экологическое воспитание, экологическое образование.
«Чтобы беречь Землю, природу,
надо её полюбить, чтобы
полюбить, надо узнать,
узнав- невозможно не полюбить»
А. Н. Сладков.
Публикация «Использование метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических ткачеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Огромное значение для решений этой проблемы имеет экологическое образование детей. В современном мире экологическая грамотность и бережное отношение к природному окружению стали залогом выживания людей на планете Экологическое образование детей обеспечивает большой потенциал для всестороннего развития ребенка, поэтому всегда было важным направлением работы дошкольных учреждений. Продуманное, системное знакомство ребенка с окружающим миром позволяет развить у негор важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.
Процесс познанияч мира природы не прост для реьенка. Он начинается с чувственного познания. Однако многие природные процессы не воспринимаются непосредственно. Не всегда ребенок может усвоить знания, путем словесного описания. Зато он легко усваивает эти знания, если их дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты.
Поэтому, при формировании основ экологического сознания, особо важное значение имеет использование педагогами такого метода, как наглядное моделирование.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей детского психолога А. А. Венгера, который путем исследований сделал вывод, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
В экологическом образовании дошкольников метод моделирования детально разработан кондидатом педагогических наук Н. Н. Кондратьевой.
Моделирование –это совместная деятельность воспитателя с детьми по изготовлению моделей.
Целью моделирования является обеспечение усвоения знаний детьми о природных объектах, процессах, явлениях, их особенностях, существующих между ними связях и отношениях.
Модель- любой образ, изображение, схема какого –либо объекта, процесса или явления.
Модель должна быть простой для восприятия, четко отражать основные свойства и отношения, иметь аналогичную структуру, изучаемого природного объекта, отчетливо передавать те свойства, которые должны быть освоены с её помощью.
Модели в формировании экологического сознания можно использовать : наблюдая за растениями и животными, дети обследуют объект, вычесляют его признаки и свойства. Можно составить план исследований объекта, используя карточки-символы, можно выделить функции живых объектов: дишит, двигается, также обозначить схематическими моделями.
С помощью моделей можно обозначать основные признаки, цвет, форму и др.
Модели могут означать различные среды обитания живых организмов 9водную, воздушную, наземную, также можно обозначать условия жизни и потребности изучаемых организмов.
Выделяют три вида моделей :
Предметная модель-конструкция предмета или предметов, закономерно связанных. Предметная модель аналогична предмету, воспроизводят его основные части, характерные особенности, пропорции.
Предметно-схемотическая модель. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов макетов.
Графические модели (графики, формулы, схемы) передают обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений (выращивание лука, организация дежурства, опытно-эксперементальная деятельность и т. д.). Работу по введению графических моделей рекомендуют начинать в группах среднего возраста. А уже в подготовительной группе эта работа должна разворачиваться в полной мере.
Метод моделирования в воспитании занимает особок место, он помограет осознать природное явление в поной мере, абстрагируя существенные признгаки объектов. С помощью моделирования успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний длетей о мире природы.