Лучший педагог года

«Использование камня в практической работе с дошкольниками». Из опыта работы

Марина Якурина
«Использование камня в практической работе с дошкольниками». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста»

Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья

детей. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число

недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми

расстройствами. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и

Публикация «„Использование камня в практической работе с дошкольниками“, Из опыта работы» размещена в разделах

несбалан6сированное питание, различного рода перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих

решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, литотерапия и др.

Мне хочется представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической деятельности: «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста». Идея использования камней возникла в результате размышлений о материальной доступности, возможности приобретения, практичности (т. е долговечности использования) и как экологически чистый вариант не требующий сертификатов качества.

Любимыми играми нынешних детей, как и прошлых поколений, являются игры с бросовым материалом: веточками, шишками, камешками - их можно бросать, ломать, стучать и т. д. и никто тебе не скажет: «Ах! Сломается!», а если включить фантазию, то обычные камни превратятся. но об этом чуть позже

Камень я использую в следующих направлениях:

-Физкультурно-оздоровительное;

- художественно-эстетическое;

- познавательное.

Физкультурно-оздоровительное направление с использованием камней включает в себя :

Подвижные игры (эстафеты, попади в круг, кто вперед найдет камень по описанию и т. д.,

игры на развитие мелкой моторики (пересыпание, отыскивание в камнях каких - нибудь предметов, раскладывание камней по размеру, по цвету, по фактуре, по весу, катание между ладоней, использование камней в поделках и т. д.,

национальные подвижные игры :

хакасская народная игра «Камешки». Количество участников в игре не ограниченно. Для игры необходимо взять 5 маленьких камешков. Камешки берут на «горбушку»- тыльную сторону ладони, затем подбрасывают вверх. При броске ладонь переворачивают и стараются поймать на нее все 5 камешков. Игрок бросает камни до тех пор, пока все камешки не упадут на землю. После этого очередь переходит к следующему играющему. Еще один вариант окончания игры – играют на выбывание по количеству упавших камней.

Еще одна игра. Количество участников в игре 7-8 человек. Игроки располагаются сидя на полу, полукругом. Ведущий располагается в центре полукруга, вокруг него на полу разбросаны камни. По сигналу, ведущий сгребает камни в свою кучу, каждый игрок старается забрать у ведущего как можно больше камней. Игрок, набравший большее количество камней становится ведущим.

Круглые, декоративные камешки можно использовать в играх на развитие правильного дыхания

Профилактику плоскостопия: с этой целью изготовлены различные массажные дорожки, в том числе и на сами дорожки т. ж. прикреплены камни, дорожки из камней, камни разной величины и фактуры насыпаны в небольшие ящички; задания, целью которых является захват, перекладывание, перекатывание, подталкивание камней пальцами ног, массаж, самомассаж.

С целью закаливания можно использовать камни (разноцветные, декоративные, необычные, разрисованные детьми и т. д., положив их в емкости с водой разной температуры. Опускание кистей рук в воду разной температуры будет ненавязчивым интересным закаливающим мероприятием.

Художественно-эстетическое и познавательное направления взаимосвязаны и представляют собой информационно насыщенный блок, включающий в себя:

Работу по региональному компоненту: знакомство с камнями Хакасии : менгирами, курганами, писаницами. Параллельно здесь же читаем легенды, сказки, находим пословицы, загадки, интересные факты о камнях. Придумываем такие игры, как письма древних людей на камнях : «письмо другу-охотнику», «карта клада», «дорисуй историю», «послание из прошлого», «послание в будущее» и т. д., здесь же рассматриваем такое направление, как «Кладовые земли Хакасии», строительные материалы, использование камня в архитектуре и скульптурах города.

Опытно-экспериментальную деятельность

Роспись камней (представляет собой не только интереснейшее и увлекательное занятие, но и способствует обогащению интерьера детского сада, своеобразным дизайнерским оформлением уголков групп, участков детского сада) (фото)

Использование камней возможно по каждому разделу программы:

-Камни могут применяться как счетный материал, (можно нарисовать на камнях цифры или просто раскрасить разными цветами и т. п.)

-как стимулирующий материал по развитию речи, если нарисовать на камнях персонажей сказки и т. д.

-использовать в играх на развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

Работать с камнем интересно, он таит в себе тайны веков, которые можно открывать и открывать бесконечно долго, ведь наверняка именно камень был первым свидетелем зарождения жизни на земле и камень спровоцировал «человека» сделать свое первое орудие, сделавшее его человеком.

Камни – источник здоровья и благополучия. Даже ношение камней в виде украшений может оказать положительное влияние на организм. Присутствие биологически активных минералов (цеолиты) в пищевом рационе изменяет иммунный статус, деятельность ряда физиологических систем.

Таким образом, окружение из камней (будь - то дизайн группы, помещений, изготовление атрибутов и различных поделок, ношение амулетов) вполне могут отвечать профилактическим и терапевтическим целям, и поэтому использование камней и минералов в дошкольных учреждениях благотворно будет влиять на воспитанников и весь коллектив.

Закончить свое выступление мне хочется притчей «Полная банка».

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись. — А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь.

Наша жизнь это определенное небольшое пространство, место, где каждому отведена своя роль. Камниэто важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Очень хороший пример на конкретных предметах. Последовательность жизненных приоритетов

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода? Профессор улыбнулся. — Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для того, чтоб оглянуться на свою жизнь и понять смысл её, что для нас имеет большую ценность.

Вывод: Как бы мы к чему либо не стремились, нужно не забывать, самое важное не перейти ту грань дозволенности, и понять ценности и смысл жизни.

Камни, которые обладают особыми, неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний:

Рубин - положительно влияет на работу мозга и сердца, укрепляет иммунитет, повышает тонус организма, способствует проявлению чувства храбрости, ответственности, стремления к лидерству.

Аквамарин - повышает ясность мышления, помогает снятию стрессового состояния, страхов, фобий.

Созерцание жемчуга благотворно действует на перевозбуждённую психику, приносит покой и умиротворение.

«Кошачий глаз»- повышает волю владельца, способствует концентрации внимания, повышает энергию.

Сапфир - помогает избавиться от бессонницы, неврозов.

Янтарь – стимулятор нервной системы, улучшает настроение, уравновешивает эмоциональное состояние, повышает активность организма.

Бирюза - способствует уравновешиванию эмоций, создаёт атмосферу дружеского общения, укрепляет чувство взаимопонимания.

Камни – источник здоровья и благополучия. Даже ношение камней в виде украшений может оказать положительное влияние на организм. Присутствие биологически активных минералов в пищевом рационе изменяет иммунный статус, деятельность ряда физиологических систем.

Таким образом, окружение из камней (будь - то дизайн группы, помещений, изготовление атрибутов и различных поделок, ношение амулетов) вполне могут отвечать профилактическим и терапевтическим целям, и поэтому использование камней и минералов в дошкольных учреждениях благотворно будет влиять на воспитанников и весь коллектив.

Знаете ли вы, … что - крокодилы глотают камни, чтобы глубже нырять и лучше переваривать пищу;

- на левом берегу СШ ГЭС расположена смотровая площадка. Оттуда видна ослепительно белая скала – месторождение мрамора. Кстати там же находится одна из самых дорогих автодорог мира! Трасса пробита среди скальных отрогов, и часть её проходит прямо по мраморной жиле.

. - все наскальные рисунки Сулекской писаницы выполнены каким-то острым орудием и состоят из отдельных точек. У историков сложилось мнение, что даже на небольшой рисунок у мастера мог уходить целый день, а их на скалах более сотни.

Пословицы о камнях

- БОЛЬНОМУ И МЕД НЕ ВКУСЕН, А ЗДОРОВЫЙ И КАМЕНЬ ЕСТ. - БЕЗ ШЛИФОВКИ И ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ НЕ БЛЕСТИТ - ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ И ВОДА НЕ ТЕЧЕТ. - НЕСЧАСТЬЯ ПРЕВРАТЯТ ТЕБЯ В ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ - ЕСЛИ В СЕРДЦЕ ЕСТЬ СТРЕМЛЕНИЕ, ТО И КАМЕНЬ ПРОСВЕРЛИШЬ. - НА ОДНОМ МЕСТЕ И КАМЕНЬ МХОМ ОБРАСТАЕТ. - МАЛЕНЬКИЙ КАМЕНЬ И БОЛЬШУЮ ГОЛОВУ РАЗОБЬЕТ. - КАПЛЯ КАМЕНЬ ДОЛБИТ НЕ СИЛОЙ, А ЧАСТЫМ ПАДЕНИЕМ. - ПЕРВЫЙ КАМЕНЬ КРИВО В ЗЕМЛЮ ВРОС — ВСЯ СТЕНА ПОШЛА НАПЕРЕКОС. - ЖЕСТОКИХ СЕРДЦЕМ НЕ УВЕЩАЙ, ВЕДЬ В КАМЕНЬ НЕ ВОНЗИТСЯ ГВОЗДЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ. - ЖИЗНЬ — НЕ КАМЕНЬ: НА ОДНОМ МЕСТЕ НЕ ЛЕЖИТ, А ВПЕРЕД БЕЖИТ. - КТО СТРОИТ НЕ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ, ТОТ ТЕРЯЕТ И ЦЕМЕНТ И КАМЕНЬ. - ЛАСКОВЫМ СЛОВОМ И КАМЕНЬ РАСТОПИШЬ. - КАМЕНЬ НА ГОРУ ВНОСЯТ, А ВНИЗ САМ СВАЛИТСЯ.

Загадки о камнях

- не птица, а летает, в лоб попадет – фонарь зажжет. (камень) - белый камень из горы, всегда стоит на столе, кто его не ест, тот вкуса не знает. (соль) - белый, а не снег; твердый, а не камень; сладкий, а не мед. (Сахар) - за камень спрячется, сидит – таращится, играет с нами в прятки (ящерица) - камень на камне не камень, яйца несёт - не курица, траву ест - не скотина. (черепаха) - камень о камень трутся боками, потрутся бока - людям будет мука. (жернова)

Камни – источник здоровья и благополучия. Даже ношение камней в виде украшений может оказать положительное влияние на организм. Присутствие биологически активных минералов в пищевом рационе изменяет иммунный статус, деятельность ряда физиологических систем.

Таким образом, окружение из камней (будь - то дизайн группы, помещений, изготовление атрибутов и различных поделок, ношение амулетов) вполне могут отвечать профилактическим и терапевтическим целям, и поэтому использование камней и минералов в дошкольных учреждениях благотворно будет влиять на воспитанников и весь коллектив.

Публикации по теме:

Числа в гостях у детейЧисла в гостях у детей Число один связано с планетой Солнце Для Пифагора математика была наукой принципов и "рассматривала число не как абстрактное количество,.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование камня в практической работе с дошкольниками». Из опыта работы
Опубликовано: 24 ноября 2012 в 23:07
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование камня в практической работе с дошкольниками». Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Марина Якурина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД