Наталья Сухарева
Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать
Актуальность:
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Она существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути.
Публикация «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах
Главной целью инновационных технологий музыкального развития является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Инновационные методы и приёмы дают положительные результаты, но их нужно постоянно обогащать новыми штрихами совершенствуя систему образования. Ведь далеко не секрет, что детей нужно как можно раньше привлекать к прекрасному, тем самым развивая творческие способности ребенка. Выполнять эту задачу эффективно мне помогает метод интеграции деятельности участников образовательного процесса нашего дошкольного учреждения. Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду.
Условия формирования ведущей идеи опыта:
Долгое время работая с детьми дошкольниками и опираясь на требования ФГОС перед собой ставлю такие задачи: как сделать, чтобы утренники стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе развлечения.
Свой выбор в работе с детьми я остановила на интегрированных занятиях. Цель таких занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
Главной идеей для формирования моего опыта, значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Обогатить внутренний и духовный мир ребенка, развивать эмоциональную отзывчивость
Технологии опыта :
Использование инновационных технологий и ИКТ позволяет мне, как педагогу значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Подготовка к праздникам с применением современных технологий активизируют внимание детей, усиливают познавательный интерес к музыке.
Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.
Цель технологии : формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста; воспитание у детей эстетических чувств, восприимчивости и любви к музыке через - развитие музыкального восприятия и интереса к музыке у детей дошкольного возраста в процессе её слушания.
В своей работе с детьми использую разные виды деятельности:
1. Слушание знакомых музыкальных произведений.
2. Музыкальные игры–путешествия в прошлое и настоящее.
3. Игры – сказки.
4. Звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования.
5. Тематические музыкальные вечера.
6. Беседы – концерты.
7. Театральные постановки.
8. Праздничные утренники.
Использование технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально - игровой деятельности.
Именно через театрализованную игру ребёнок получает много информации об окружающем мире, у него развивается такие психические процессы как память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое главное творит.
Дети очень любят музыкально - театрализованную деятельность. Ребенок, участвуя в ней, получает знания по литературе, театру, а также формирует артистические навыки, учит создавать новые образы. Кроме того, между взрослым и ребенком устанавливаются доверительные отношения.
Анализ результативности:
Благодаря включению элементов театрализации на занятиях дети нашего ДОУ начали проявлять творческие способности в разыгрывании сценок, сказок, не только на музыкальных занятиях, но и проявляют своё актёрское мастерство в утренниках.
Применение современных образовательных технологий в НОД по музыкальному воспитанию, обогащают внутренний и духовный мир ребёнка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках.
У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста). Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений с удовольствием музицируют на шумовых музыкальных инструментах.
Трудности и проблемы:
Основные трудности и проблемы данной образовательной деятельности, это неумение некоторых детей внимательно слушать музыку, а так же возникновение проблем у родителей воспитанников участвовать в совместной музыкальной деятельности на утренниках.
Адресные рекомендации при использовании опыта :
Данный опыт размещен на сайтах: https://www.maam.ru
https://ryabinka13.nubex.ru/6828/14561/
Его могут использовать воспитатели и музыкальные руководители ДОУ, при подготовке к различным праздникам.