Виктория Ротэрмель
Использование инновационных технологий в логопедической практике для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование инновационных технологий в логопедической практике для снятия психоэмоционального напряжения
у детей с речевыми нарушениями»
Публикация «Использование инновационных технологий в логопедической практике для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников» размещена в разделах
Аннотация. В данной статье речь идет о применении инновационных технологий в логопедической практике с целью снятия или недопущения психоэмоционального напряжения у детей с нарушениями речи. Технологии, описанные в статье, доказали свою эффективность на практике.
Ключевые слова. Психоэмоциональное напряжение, фонетическая ритмика, стретчинг, логоритмика, речевые нарушения.
Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей – тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность – очевидная реальность современной жизни. Мы с вами, уважаемые педагоги, встречаемся с этим ежеминутно, ежечасно, каждый день. И не секрет, что данные проявления снижают не только качество образовательной деятельности, но и влияют отрицательно на здоровье и воспитанников, и педагогов.
В работе с детьми с речевыми нарушениями, в качестве обязательных элементов логопедического занятия, а также в индивидуальной работе с детьми, целесообразно включать современные инновационные технологии, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, такие как:
• арт-терапевтические технологии – музыкотерапия, кинезитерапия (телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика, сказкотерапия, креативная игротерапия;
• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
• современные технологии сенсорного воспитания;
• Су-Джок терапия;
• информационные технологии.
В данной статье подробнее будут рассмотрены некоторые из них:
1. Фонетическая ритмика как телесно-ориентированная техника – улучшает ритмику организма, развивает самоконтроль, произвольность нервных процессов, способствует развитию речевого дыхания.
В современном обществе из-за того, что на организм детей происходит влияние большого количества факторов как физического, так и психологического характера, зачастую дети старшего дошкольного возраста подвергаются эмоциональному напряжению. В качестве причин подобного явления выделяется усталость, стресс, трудности адаптации.
Эмоциональное напряжение детей старшего дошкольного возраста – актуальная проблема современного дошкольного образования. В данной статье мы рассматриваем фонетическую ритмику, как средство снятия эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.
Точкой отсчета системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912г. Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Изначально фонетическая ритмика была использована как метод работы над произношением слабослышащих детей. На данном этапе достоинство этого метода в полной мере оценили логопеды, и фонетическая ритмика заняла прочное место в их практике. Живой интерес к методике проявляют и воспитатели обычных детских садов, и учителя подготовительных и начальных классов. Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. В ходе выполнения совместных упражнений формируется эмоциональное единство детей старшего дошкольного возраста, что благоприятно и эффективно сказывается на снятии эмоционального напряжения, дает расслабление и насыщает детей позитивной энергией [3].
Мы в своей работе используем пособие Натальи Юрьевны Костылевой и рекомендуем его вам.
2. Стретчинг – упражнения на растяжку и гибкость. Это телесно-ориентированная техника – способствует чередованию расслабления и напряжения в различных частях тела, нормализует гипертонус и гипотонус мышц. На наш взгляд, это одна из уникальных и эффективных современных методик. Автором методики является Елена Владимировна Сулим. Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы. Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физкультурные досуги, праздники.
В логопедической практике мы используем игровой стретчинг в качестве физминутки на занятиях для того, чтобы исключать переутомление у детей на занятиях, снять психоэмоциональное напряжение, а также для повышения работоспособности на занятиях с повышенной интеллектуальной нагрузкой. В вечернее время игровой стретчинг можно включать в совместную деятельность при организации кружковой работы, например, в логоритмике, где все движения сопровождаются речью – стихи, чистоговорки, короткие занимательные рассказы, сказки.
3. Использование логоритмики как кинезитерапевтической технологии – активизирует межполушарное воздействие, развивает мозолистое тело, повышает стрессоустойчивость [4].
С каждым годом среди дошкольников выявляется все больше детей с различными нарушениями речи. Для решения многих проблем в коррекции и развитии речи, логоритмика как современная, эффективная, здоровьесберегающая технология, подходит идеально – с ее свободой выбора, многообразием форм, средств, методов, инструментария, творческого подхода, ее эмоциональным подъемом и, как результат – очень высоким интересом у дошкольников и их родителей.
Логоритмика — это, прежде всего комплексная технология, которая включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основателем системы музыкально-ритмического воспитания является швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак – Далькроз (XIX век). В России успешно начинали развивать это направление Н. Г. Александрова, Г. А. Волкова. В 30-е годы XXI века в России берет свое начало логопедическая ритмика (В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская). В настоящее время разработкой авторских программ и технологий по логоритмике занимаются М. Ю. Картушина, А. Е. Воронова и другие [1].
Используются разнообразные формы работы: дыхательно-артикуляционные и эмоционально – волевые тренинги, игровой массаж, танцевально – ритмические упражнения, в том числе, с использованием деревянных ложек, палок и палочек, кубиков, стаканов, музыкальных инструментов, гимнастических лент, фитболов, степов, использование чистоговорок, скороговорок, логораспевок, мелодекламаций, работа ритмического оркестра и многие другие виды логоритмики, вызывают огромный интерес у воспитанников, их родителей [2].
Таким образом, логоритмические упражнения способствуют решению основных задач - развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления, и что очень важно, способствуют снятию психоэмоционального напряжения у детей. Занятия с элементами логоритмики создают позитивный эмоциональный фон. Использование таких упражнений могут быть рекомендованы воспитателям и специалистам дошкольных образовательных организаций любого вида в различных видах деятельности посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия.
В заключении хочется отметить, что каждый этап логопедической работы с детьми должен включать приемы, техники для снятия или недопущения психоэмоционального напряжения : это и эмоциональный настрой на занятие, и соответствие предметно-пространственной развивающей среды, и точное соблюдение режима занятий, и учет индивидуального подхода, эффективное взаимодействие с другими участниками образовательной деятельности. Результаты грамотно и регулярно проводимой работы для психоэмоциональной разгрузки повышают эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.
Литература
1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика – М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М. : ТЦ Сфера, 2019.
3. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М. : Т Сфера, 2007. – 64 с. – (Логопедия в ДОУ). ISBN 978-5-89144-909-1.
4. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-
развивающей работы в детском саду – СПб, Детство – Пресс, 2019