МААМ-картинки

Использование ИКТ при ознакомлении старших дошкольников с русской культурой на примере работы с интерактивной доской

орлова елена
Использование ИКТ при ознакомлении старших дошкольников с русской культурой на примере работы с интерактивной доской

Опыт работы на тему :

«Использование ИКТ при ознакомлении старших дошкольников с русской культурой на примере работы с интерактивной доской»

Воспитатель: Орлова Елена Павловна

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

Д. С. Лихачев

Публикация «Использование ИКТ при ознакомлении старших дошкольников с русской культурой на примере работы с интерактивной доской» размещена в разделах

Дошкольный возраст является периодом, когда формируется эмоциональная отзывчивость ребенка, закладываются основные его способности и духовный мир, идет активное развитие личности. Поэтому возникает необходимость с самого раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент нравственных ценностей и хорошего вкуса, важно научить его любить свою семью, родной город, дружить со сверстниками, гордиться Родиной, своей культурой, языком, традициями. Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Знакомство дошкольников с национальной культурой в настоящее время осложняется тем, что современные дети с трудом представляют быт, уклад и культуру наших предков и, как правило, имеют небольшой словарный запас, низкий уровень развития образного мышления, что затрудняет усвоение образовательного материала. Большой потенциал для обеспечения более яркой, запоминающейся и доступной подачи материала, и его эффективного усвоения дошкольниками имеет использование средств ИКТ, в частности интерактивной доски (ИАД).

Одним из средств информационно-коммуникативных технологий, используемых в воспитательно –образовательном процессе в дошкольном учреждении на современном этапе является интерактивная доска (ИАД). ИАД – это универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу более эффективно организовать образовательный процесс.

Она объединяет огромное количество демонстрационного материала, значительно расширяет возможности предъявляемого материала, повышает скорость приемки и обработки информации, позволяет повысить мотивацию ребенка к освоению новых знаний. Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняют задания, а не воспринимают пассивно подготовленный воспитателем красочный и наглядный материал, это способствует большей вовлеченности детей в работу во время непосредственно - образовательной деятельности, существенно увеличивая эффективность обучения.

Применение ИАД в образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Одной из важнейших форм работы с ИАД по приобщению старших дошкольников к культурному наследию России является интерактивная дидактическая игра.

Интерактивные дидактические игры - самый зрелищный и увлекательный метод работы с ИКТ. Дети в процессе игры не только приобретают новые знания и закрепляют пройденное, но и на практике учатся работать на SMAPT- оборудовании. В процессе игры приобретается умение строить логические цепочки, объяснять свой выбор решения, применять алгоритм решения поставленных перед ними задач. Интерактивные дидактические игры применяем как для проведения групповых занятий, так и при организации творческих мастерских по конструированию, моделированию и изобразительному искусству.

Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры способствует становлению личности ребенка, а именно: формирование его отношения к действительности, активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народного искусства, к истории, к традициям и обычаям своего народа.

В своей профессиональной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста мы используем дидактические игры при знакомстве с многообразием русской народной культурой. Современные ИКТ позволяют использовать игры в различных областях образовательной деятельности. Среди них:

- конструирование и моделирование (например, построй терем из геометрических фигур; найди недостающую деталь; построй избу, используя элементы от различные плоскостных фигур до объёмных; различные игры-викторины, игры «В русской избе», «Русская изба и современный дом», «Найди пару», «Найди предмет»);

- знакомство с окружающим миром:

(одень куклу в элементы народного костюма; найди деталь одежды по названию; различные игры – викторины («Кто быстрее оденет куклу в народный костюм», «Одень куклу в русский национальный костюм», «Назови предметы национального костюма и современной одежды»);

Также знакомим детей с элементами старинного быта :

найди старинные предметы и современный аналог;

что означает название старинной утвари;

нарисуй назначение того или иного предмета;

сюда же входит и знакомство с русской кухней, как элементом национальной культуры («Назови лишнее блюдо», «Что ели наши предки?»);

- знакомство с элементами русского фольклора (узнай из какой сказки персонаж; дорисуй важный штрих, соответствующий главному герою; различные путаницы с возращением героев в свою сказку и квесты с вопросами по тексту произведения («Кто тут лишний?», «Где живет наш герой?», «Из какой сказки волшебный предмет?»).

Для большей эффективности проведения занятий с применением ИАД мы используем интегрированный подход к обучению. При проведении ООД удаётся успешно решить задачи обогащения знаний детей народной культуры, традиций и фольклора, сначала получив результат на доске, а затем закрепив его на своем рабочем столе в виде рисунка или игры с конструктором. В культуре русского народа много веселых игр, хранящих национальный колорит, которые мы предлагаем детям к выполнению на доске. В соответствии с методическими рекомендациями проигрываем игры на прогулке, используем на музыкальном или физкультурном занятии, досуговых формах ООД, обеспечивая вариативность игры и следование принципу постепенного усложнения игрового содержания.

Опыт показал, что наиболее удачной и интересной формой занятий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста являются интерактивные викторины, турниры с включением различных дидактических игр с элементами соревнования, например : «Кто быстрее построит дом?», «Свари борщ».

Как нам известно, образовательная деятельность в детском саду имеет свои специфические особенности, должна отличаться эмоциональной и яркой подачей, с обязательным включением большого количества разнообразного иллюстративного материала, с использованием звуковых аудио- и видеозаписей. Нами было отмечено, что при знакомстве с народными традициями и обычаями дети проявляют гораздо больший интерес, когда диалог с ними ведет не педагог от имени героя, а сам герой ситуации, когда транслируется видеоизображение, рассказ сопровождается музыкальным оформлением.

Чтение сказок, разучивание малых форм фольклора, пение русских народных песен – все это обогащает знания ребенка, делает незнакомый для него мир близким и понятным, дает не просто ребенку понимание, но и воспитывает в нем эстетический и художественный вкус. Здесь не достаточно простого пояснения педагога. Для правильного понимания фольклорных форм ребенок с помощью интерактивных дидактических игр сначала видит и осмысливает свои будущие действия, затем правильно понимает их значение. Ребенок смотрит и слушает материал в исполнении артистов, музыкантов, известных певцов, затем самостоятельно выполняет задание на ИАД, решая ту или иную дидактическую задачу, закрепляя сформированные представления.

В современной жизни необходим стержень, связующая нить между прошлым и настоящим. Что может перенести воспитанников из настоящего в прошлое? Как педагоги смогут формировать у воспитанников представления о культуре и быте своего народа и прививать патриотические чувства? Справедливо, что главными помощниками в этих вопросах станут новые информационно-коммуникационные технологии (в дальнейшем ИКТ). Методы и формы работы со средствами ИКТ очень разнообразны, поэтому современному педагогу необходимо постоянно повышать свои знания и навыки, чтобы использовать их в своей работе.

В заключение, стоит отметить преимущества применения ИАД :

– обеспечение доступности образовательного материала;

– повышение уровня сформированности общего кругозора;

– развитие наглядно - образного мышления;

– повышение познавательной активности и мотивации;

– повышение интереса к народной культуре и традициям;

– реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Кроме того, нами отмечено, что яркость и точность воспроизведения информации дает возможность детям лучше представить и запомнить элементы быта и культуры наших предков.

В целом работа в этом направлении углубляет детские представления об истории нашей страны, учит чтить её традиции, испытывать чувство гордости за богатое культурное наследие России, формирует его нравственно-патриотический потенциал, способствует гармоничному воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка.

Прикреплённые файлы:

orlova-e-p_hg300.pptx | 15728,59 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактические игры на интерактивной доске для старших дошкольниковДидактические игры на интерактивной доске для старших дошкольников Сегодня я хочу рассказать вам, как мы используем интерактивное оборудование в повседневной жизни ребенка. Прогресс не стоит на месте.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Фотоотчет о работе кружка по ознакомлению детей с русской народной культурой «Светелка»Фотоотчет о работе кружка по ознакомлению детей с русской народной культурой «Светелка» Начиная с 2016 года, я составила программы и вела кружок доп. образования по ознакомлению с русской народной культурой «Светелка» для детей.

Консультация для педагогов «Использование интерактивной доски в старших группах ДОУ» Использование интерактивной доски Smart Board (Смарт-Борд) в старших группах ДОУ Воспитатель: Иосифова Александра Милентьевна Интерактивная.

Мероприятие по ознакомлению с русской народной культурой «Синичкин день»Мероприятие по ознакомлению с русской народной культурой «Синичкин день» Вот на улице и похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Планирование тематического дня для старших дошкольников «3 января — День русской матрёшки»Планирование тематического дня для старших дошкольников «3 января — День русской матрёшки» 3 января отмечается День русской МатрёшкиПо одной из легенд в конце XIX века в России появилась привезенная из Японии фигурка буддийского.

Презентация «Музыкальные инструменты в русской живописи» для старших дошкольниковПрезентация «Музыкальные инструменты в русской живописи» для старших дошкольников Картины об инструментах и музыке Музыка звучит… Как сохранить всё её оттенки? Как сохранить те чувства и переживания, что она будит в нас?.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «День рождения русской матрешки» Цель: приобщение детей к русской народной культуре, русским народным традициям. Задачи: - создать условия для возникновения положительных.

Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса» для старших дошкольников (фотоотчёт)Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса» для старших дошкольников (фотоотчёт) Вот и кончилось весёлое, тёплое лето. На смену пришла яркая, разноцветная осень и, конечно же, осенние праздники, которые проходят у нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ при ознакомлении старших дошкольников с русской культурой на примере работы с интерактивной доской
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 10:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД