Анна Ивановна Квасова
Использование игровых приемов при обучении детей рисованию, с применением нетрадиционной техники
▼ Скачать + Заказать документы
Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые приемы. Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. А. Н. Леонтьев подчеркивает, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на «не учебный контекст» деятельности, то есть, на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше. Воспитатель должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов. Учитывать знания детей об окружающем мире, игровой опыт и четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а следовательно и конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. С одной стороны, как и всякие приемы, они должны быть направлены на решение учебных задач; с другой, они должны быть максимально похожими на настоящую игру. В отличие от «настоящей» свободной игры, игру на занятии предлагает воспитатель. В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация «как будто» (А. Н. Леонтьев, смысл действия соответствует реальному («зажечь огни на елке», а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (кисти и краски). В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача. Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий.
Публикация «Использование игровых приемов при обучении детей рисованию, с применением нетрадиционной техники» размещена в разделах
В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач, то есть происходит развитие игрового замысла. Таким образом, игровые приемы представляют собой игровые задачи и совокупность соответствующих им игровых действий, придуманных и используемых педагогом (исследования Г. Г. Григорьевой). Все игровые приемы можно разделить условно на две группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр (развертываются по поводу каких-либо предметов или бросового материала) и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детейи взрослых.
На занятиях по изобразительной деятельности возможно игровые приемы.
Игровое упражнение (Е. А. Флерина). Оно используется для более эффективного процесса обучения детей созданию простейших линейных форм и развитие формообразующих движений, различных качеств рисовальных движений - темп, сила, размах, ритм. Состоит из одной части, выполняется посредством одного и того же повторяющегося изобразительно – игрового действия (скачет зайчик, наматываем клубочки).
Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами «дождик кап – кап», это словесное сопровождение усиливает ритмический характер процесса рисования, делает более интересным и легким само движение.
Учитывая, интерес ребенка к содержанию действия, склонность к его повторению и совпадение игрового и изобразительного действия данный прием можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью формирования изобразительных навыков. Например, детям предлагается пришить пуговицы на шубку кукле Маше. Шубка не расстегнется, если все пуговицы будут ровные и большие, Маша не замерзнет на улице.
Иногда прямое совпадение рисунка и действия отсутствует, но сходен результат (упражнение в регуляции силы нажима на карандаш, «зреет вишня», ребенок закрашивает вишни, постепенно усиливая нажим и передавая все более насыщенный цвет).
Упражнения используются во всех группах детского сада. Полезно проводить некоторые упражнения руки с карандашом или кистью в воздухе, не касаясь бумаги.
Прием обыгрывания игрушек. Используется непосредственно перед началом занятия или в первой части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящей работой, объяснить приемы работы, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.
Используя этот прием можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интересы к человеку его действиям мама, врач, сказочные персонажи, популярные герои мультфильмов и их действия, к общению с любимыми образами, которые лежат в основе естественных игр и определяют их содержание. Поэтому такой прием (обыгрывание игрушек) вполне может быть использован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что при сохранении интересов к игрушке (предмету) у старших дошкольников преобладает интерес к общению людей, взаимодействию их между собой. Это обязательно нужно учитывать при обыгрывании игрушки (предмета). Например, на занятии в подготовительной группе появился Буратино-путешественник, веселый, озорной. Оказывается, он заблудился в городе и ничего не успел увидеть, но слышал, какой это красивый и интересный город. Ему уже пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел. Воспитатель советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро на одном занятии показать Буратино город. Дети рисуют самые интересные и любимые места в городе, а потом семилетние дети, словно забывая, что это игрушка увлеченно рассказывают Буратино о городе.
Прием обыгрывания выполненного изображения состоит из игровых действий, которые помогают раскрыть качество изображения, осознать причины успехов и неудач. Игровые действия направлены на анализ изображения по нескольким признакам: выразительность формы, передача строения, цвет и др. Например, белочка узнает грибы по цвету шляпок (цвет, нанизывает на ветку грибы только с толстой ножкой (строение, самые маленькие грибы оставляет подрасти (величина). Старшие дошкольники могут «путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, в лето) и даже на другие планеты.
Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Самые маленькие дети понимают, почему колобок «скатился» с нарисованной дорожки,- дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того они не только понимают, что у них не получилось, но и охотно исправляют ошибку,
Обыгрывание незаконченного изображения. Этот прием направлен на руководство процессом изображения и поэтому он как - бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа, его воплощение.
Наблюдения за процессом изображения показали, что дети не всегда откликаются на игровой прием. Одна из причин этого – сложность изображения. В этом случае не следует использовать игровые персонажи, можно в игровой образной форме направить деятельность ребенка: «Замерзнет девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращается внимание на неровное закрашивание); «Ты не замерзла без рукавичек и шарфика?», тем самым, подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и более выразительного рисунка.
Процесс использования этого приема представляет собой по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых.
Происходит частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует изобразительное творчество. В тех случаях, когда выполняется более сложное изображение предмета сюжетно - изобразительная игра приобретает развернутый характер, а создаваемый рисунок, как бы включается в воображаемый игровой сюжет. Например, ребенок тепло «одевает» Машеньку на прогулку: надевает шапку, варежки, завязывает шарф. При выполнении сюжетного рисунка игровой прием стимулирует воплощение сюжета в основном изобразительно – игровыми действиями. Например, дети, рисуя, на тему: «Парк» «сажают» деревья, цветы, «прокладывают» дорожки в парке, «растет» трава, «прилетают» птицы.
На занятиях рисованием возможно применение другой группы игровых приемов, приемы с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, продавцов и покупателей. Например, дети-художники (подготовительная группа) могут нарисовать афиши по сказкам, оформить обложку для книги. Художники-модельеры украшают узором силуэты блузок, юбок, платьев, затем изделия продаются в магазине «ОДЕЖДА». «Продавец» должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель, таким может быть один из фрагментов анализа детских работ. Любой прием, в котором дети и взрослые выступают в той или иной роли (волшебники, птицы и т. п.) относится к этой группе. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа, или взаимоотношения между персонажами или людьми.
Своеобразие использования игровых приемов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями так называемых учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них занимают ведущее место, все занятия условно подразделяются на три типа: занятия по сообщению новыхзнаний; занятия направленные на упражнение в применении знаний и формированиинавыков и творческие занятия.
Все игровые приемы можно использовать во всех типах занятий. Различие будет лишь в особенностях их применения. На специфику использования игровых приемов влияет также их место в структуре занятия. Соответственно этапам художественно - творческой деятельности четко определяют три части занятия: первая часть, во времякоторой организуют процесс формирования замысла рисунка.
Игровые приемы эффективны для организации ориентировочно-исследовательских действий. В процессе обследования применяется прием обыгрывания игрушек. Если предполагается большая активность детей, воспитателю важно вести разговор не столько между персонажами, сколько между персонажами и детьми или только с детьми, опираясь, на игровые персонажи. В процессе такой беседы педагог вместе с детьми рассматривает изображаемый предмет, припоминает подобные признаки у других предметов, сходные с данными. В первой части занятия сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования).
Во второй части занятия осуществляется руководство процессомвоплощения замысла, оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Целесообразно использовать обыгрывание рисунков, а совет, указания, вопросы педагога, как бы завершают это обыгрывание. Обыгрывание незаконченного изображения помогает в интересной форме, не навязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа. Например, выросла ромашка, а лепестков мало, наверно ветер оборвал.
В третьей части занятия воспитатель ставит задачи: «оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желания заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приемам анализа. В комплексе разных методов и приемов важно использовать прием обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией еще в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа. Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и их причины. Таким образом, на занятиях, цель которых – упражнять детей в применении усвоенных знаний, способов действия, используются все виды игровых приемов в разных сочетаниях.
На занятиях по сообщению новых знаний и формированию новых способов изображения в первой части используют рассказ, объяснения, показ воспитателем способов действия, часто используется обыгрывание предмета или игрушки с целью обследования.
Процесс обследования, выделение внешних признаков предмета осуществляется в процессе драматизированных действий, разговоров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. Например, в гости к детям приходит Петрушка. Ему очень хочется узнать, что дети будут рисовать; узнав, что будут рисовать огурцы, говорит, что это очень просто и рисует. Воспитатель говорит: «Нет, Петрушка это не огурцы, а больше похоже на яблоки. Огурец овальной формы. Петрушка, проведи сам по контуру огурца пальцем, а вы ребята смотрите, правильно ли он делает, и ведите вместе с ним». Петрушка проводит пальцем по контуру, таким образом, детей подводят к пониманию необходимости обследования, установлению важной связи между обследующим жестом и формообразующим движением (исследования Т. С. Комаровой).
В тех случаях, когда воспитатель дает показ способа изображения, можно использовать прием сюжетно-изобразительной игры (наибольшее применение этот прием нашел в средней группе) с целью объяснения, сосредоточения внимания на способах действия. Например, воспитатель сопровождает показ способа рисования дерева словами : «Растет дерево. Толстая веточка выросла, а вот растет еще одна. Когда я кисточку немножко наклоняю вот - так, получается толстая веточка. А сейчас будут, тонкие веточки расти. Подскажите, как я должна держать кисть, чтобы выросли тонкие веточки?
При руководстве создания образа в данном типе занятия большое место занимают приемы прямого обучения : дополнительный показ, совет и по возможности косвенные приемы вопросы. Целесообразно использовать и обыгрывание рисунков.
Первоначальное освоение способов изображения всегда вызывает у детей затруднения. Когда дети сосредоточены на новом для них задании, не следует отвлекать их игрой. Более целесообразно обыгрывание со словесными, а не с практическими действиями, так как это не отвлекает детей от задачи и позволяет ненавязчиво, доходчиво корректировать действия ребенка.
При анализе и оценке рисунков при таком типе занятия обычно используют обыгрывание готовых детских работ. Дидактическое назначение этих игровых приемов : помочь ребенку увидеть качество работы, качество освоения нового способа изображения в тесной связи с восприятием выразительности. В данном случае особенно важно, чтобы игровые действия были разнообразны по содержанию и по форме, так как при типичных ошибках воспитателю трудно избежать однообразия в оценках. Например, дети средней группы рисовали сливы. Изображение овальной формы они усваивают не сразу, и далеко не у всех получается плавная округлая линия. Воспитатель, оценивая рисунки, вдруг удивилась: "Птицы прилетали, наверно поклевали сливы. Потом воспитатель вместе с детьми нашли сливы, которые солнышко плохо пригрело и они выросли кривые.
На занятиях творческого характера в первой части обыгрывание игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему, интересно.
Например, на занятие приходит печальный Иванушка. Дети узнают, что царю надо жар-птицу поймать, а Иванушка никогда ее не видел. Дети рассказывают, как она может выглядеть: «Не печалься, Иванушка, мы поможем твоему горю». Воспитатель предлагает «поймать» и подарить Иванушке красивую сказочную птицу, которую он понесет к царю. Таким образом, игровой прием в первой части занятия стимулирует творческую активность детей.
При руководстве воплощением замысла нет принципиальной разницы в используемых игровых приемах по сравнению с остальными типами занятий. Воспитатель реже использует совет, больше вопросы, поощрения. Игровые приемы оформляют постановку вопросов: «Смотри, как Барсик принюхивается, мышку, наверное, ищет. Бедный Барсик, разве можно без усов мышку найти?»; образные характеристики детских работ («Ух, какая красавица-птица прилетела!»). Смысл их использования заключается во «введении» детей в изображаемые ситуации, в образ, направлении детей на поиск своих способов изображения, поддержании интереса к деятельности. При анализе и оценке творческих работ используют те же самые игровые приемы, что и в других типах занятий, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используемыми ребенком.
Таким образом, мы выяснили, что применение разнообразных игровых приемов стимулирует изобразительное творчество детей во всех возрастных группах, но в каждой отличается своеобразием.