Еванжелина Вялкина
Использование драматизации для развития речи детей с ОНР на занятиях учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем.
Многие практикующие учителя-логопеды согласятся со мной, что в последнее время увеличилось число детей с речевыми нарушениями.
Дети с ОНР, как правило, инертны, пассивны, зачастую замкнуты и пугливы. Как же развивать потребность к общению, желание говорить? Я пришла к выводу, что помочь детям могут разнообразные игры-драматизации.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Здесь дети-артисты.
Публикация «Использование драматизации для развития речи детей с ОНР на занятиях учителя-логопеда» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Я в своей работе широко использую игры-драматизации. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности восприятия художественного слова, умения вслушиваться в текст, улавливать интонацию.
Дети понимают, что речь актёра должна быть разборчивой, звучной, выразительной.
Я стараюсь, чтобы в драматизациях участвовали все дети, даже самые застенчивые, ведь ребёнок во время драматизации чувствует себя раскованно и свободно.
Я наблюдала за детьми вне занятий: играют самостоятельно в сюжетно-ролевые игры «больницу», «парикмахерскую», «семью» - это тоже драматизации. Дети общаются друг с другом, каждый проговаривает свою роль.
Я считаю, что важным условием руководства играми- драматизациями являются индивидуальный подход.
Я учитываю индивидуальные особенности ребёнка, поэтому даю возможность ребёнку выступить наравне с другими, хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. И не важно, какую роль он играет, главное он создаёт образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в роль, справляясь с волнением.
Я использую драматизацию на всех занятиях: индивидуальных, групповых и фронтальных.
На всех занятиях дети выполняют пальчиковую гимнастику с речёвкой.
Во время изучения лексической темы «овощи» я с детьми выполняю пальчиковую гимнастику «Капуста»
Мы капусту рубим,
Мы морковку трём,
Мы капусту солим
Мы капусту жмём.
Выбираю ребёнка – капусту и ребёнка – морковку. Надеваю на них шапочки. Они стоят в центре круга, остальные дети выполняют гимнастику с речёвкой. С детьми разбираю, кто действующие персонажи. Дети охотно исполняют роль капусты и морковки.
При изучении этой же лексической темы учила с детьми рассказ
«Почему огурец в пупырышках».
Жили были в огороде огурец и капуста. Было летом очень жарко. Вот капуста и говорит огурцу: «Пойдём, огурец, на речку купаться».
«Ну что же, капуста, пойдём».
Пришли они на речку. Огурец бултых в воду и поплыл, а капуста стала раздеваться. Сняла один листок, другой, пятый, десятый… И пока она раздевалась огурец замёрз и покрылся пупырышками.
Дети с большим удовольствием исполняют роли огурца и капусты, а так же ведущего. В самом начале роль ведущего выполняю я.
На индивидуальных занятиях я беру любое четверостишье и проигрываю его с ребёнком. Это диалог двух: мой и ребенка.
При автоматизации звука «ч» я брала стихотворение «Мячик»
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч.
На ребёнка надевала шапочку девочки, давала ей мячик, она его роняла, стояла над ним и «плакала» и говорила: «Я уронила свой мячик, ой, ой, мне жалко мячик».
Я ей говорила слова из стихотворения: «Не плачь, Танечка, твой мячик не утонет, я помогу тебе его достать». Я достаю ей мячик, она его берёт, улыбается, говорит: «Спасибо».
Потом мы меняемся ролью.
На подгрупповых занятиях я повторяю драматизации, которые показывали дети на фронтальных занятиях.
При прохождении лексической темы «Дикие животные» разучиваю драматизации с детьми. Например:
«Лиса и ёж»
Лиса: «Всем ты ёж хорош и пригож, да вот только колючки тебе не к лицу»
Ёж: «А что, я лиса, с колючками, не красивый что ли?»
Лиса «Да не то, чтобы не красивый…»
Ёж: «Ну, какой же я с колючками?»
Лиса: «Да какой- то ты с ними брат, несъедобный»
«Заяц и ёж»
Встретились заяц и ёжик.
Заяц: «Какое у тебя, братец некрасивое, колючее платье»
Ёж: «Правда, но мои колючки спасают меня от зубов волка и собаки. Служит ли тебе так твоя беленькая шубка?»
Зайчик вместо ответа только вздохнул: «Нет».
При прохождении лексической темы «Части тела» с детьми учу рассказ
«Про нос и язык»
Катя спрашивает бабушку: «Скажи, бабушка, почему у меня две ручки, две ножки, два глаза, два уха, а нос один и язык тоже один?»
«Да потому, милая внучка, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила, но меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала».
Дети знакомятся с рассказами, выясняют, кто действующие лица. Выбираю детей, которые исполняют роль Кати и бабушки. Я могу на роль Кати выбрать мальчика. Спрашиваю, как бабушка обратится к мальчику? «Милый внучек». Вместо бабушки, выбираю дедушку (мальчика). На детей надеваю шапочки, тут и Катя и Дима и бабушка и дедушка.
На занятиях по произношению тоже использую драматизацию. На занятии по теме: автоматизация звука «л» я беру рассказ «Белка и волк», его дети рассказывают по ролям. На всех видах занятий (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных) один и тот же ребёнок может исполнять разные роли: то волка, то белки.
«Белка и волк»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк выскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «отпусти меня, волк». Волк сказал: «Я отпущу тебя, только ты скажи, от чего вы, белки, веселы и прыгаете с ветки на ветку, а мне всегда скучно?»
«Отпусти меня на ёлку, я оттуда тебе скажу, а то я тебя боюсь».
Волк отпустил её. Белка оттуда сказала: «Мы, белки весёлые, потому, что мы добрые и зла никому не делаем. А тебе скучно потому, что ты злой, тебя злость жжёт».
При изучении звука «п (пь)», я с детьми разучивала рассказ
«День поросёнка»
Поросёнок Персик пришёл на почту и сказал Пете – почтальону:
Персик «Завтра наш праздник день поросёнка. Я хочу послать посылку моему приятелю Пончику. Вот тут в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит».
Ведущий Пончик жил на другой стороне пруда.
Петя «Пешком далеко – ко – ко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту».
Ведущий Сел он на плот, поставил парус и плывёт потихонечку. И вдруг на самой середине пруда плот развалился и Петя упал в воду. А плавать Петя не умел.
Петя «Помогите! Тону!»
Ведущий А Пончик сидит возле своего дома и размышляет:
Пончик «Потонет петух или не потонет?»
Ведущий Хорошо Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал Петю пятачком к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.
Персик: «Ты что-ж, Пончик не помог? Ведь Петя тебе посылку вёз».
Пончик «Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно».
Дети с большим удовольствием исполняют роли Персика, а Пончика играть не хотят, потому, что он не помог петушку.
Драматизация – это одно из средств всестороннего развития личности ребёнка. Этот вид деятельности оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка. В драматизациях ребёнок исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Работая с детьми над драматизацией, я не преследую цель обучить их актёрскому мастерству, а стремлюсь создать непринуждённую, радостную обстановку.
Ежедневно включаю драматизацию во все формы педагогического процесса (артикуляционная гимнастика, логоритмика, скороговорки, чистоговорки, заучивание стихотворений, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика).
Благодаря систематическому использованию игры-драматизации дети стали увереннее в себе, раскованнее, общительнее.
Игра – драматизация является хорошим средством развития речи детей.
В своей работе я использую следующую литературу:
- Богомолова Л. И. /«Нарушение произношения у детей»
- Успенская Л. П. и Успенский М. Б. / «Учись говорить правильно»
- Волина Г. А. / «Учите играя»