Анна Полыгина
Интерактивные формы взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Труд - всегда был основой для
человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе
труд должен быть одним из самых
основных элементов.
А. С. Макаренко
В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Публикация «Интерактивные формы взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает приобщение дошкольников к труду как средство первичной ценностной ориентации и социализации детей, и ставит перед всеми участниками образовательных отношений цель - содействовать позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
В соответствии с ФГОС ДО важной составляющей является: Поддержка родителей в приобщении дошкольников к труду, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Мы рассматриваем сотрудничество нас, педагогов и родителей в воспитании детей как взаимную деятельность, обеспечивающую развитие личности ребёнка, переход от формального (ограничивающего) к продуктивному, развивающему взаимодействию.
В свете современных требований используем интерактивные методы взаимодействия с родителями, вовлекаем их в процесс воспитания через участие и взаимодействие.
Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Опираясь на требования ФГОС ДО сформулировали задачи по взаимодействию с родителями по приобщению детей к труду :
• Изучать традиции трудового воспитания;
• Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду (показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей);
• Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания
• Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом;
• Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе (селе);
• Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в ДОУ и дома;
• Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Определили основные формы и направления взаимодействия с семьями наших воспитанников.
• Знакомство с семьей и их трудовыми предпочтениями.
• Информирование родителей о ходе образовательного процесса по вопросам трудового воспитания детей в группе.
• Образование родителей.
• Совместная деятельность.
Используем следующие формы взаимодействия с семьей :
• Анкетирование родителей
• Дни открытых дверей
• Консультации (групповые, индивидуальные)
• Родительские собрания
• Оформление информационных стендов
• Организация выставок результатов детского труда
• Приглашение родителей на трудовые мероприятия
• Создание памяток
• Переписка по электронной почте
Строим педагогический процесс в совместной деятельности с родителями
• Привлекаем родителей к участию в тематических гостиных, конкурсах.
• Семейных объединениях (клуб).
• Приглашаем для участия в «Гостевых днях».
• К участию в проектной деятельности (акциях по благоустройству и озеленению территории детского сада).
Проанализировали данные, полученные в ходе проведенного анкетирования о трудовом воспитании в семье, сделали вывод, что большая часть родителей достаточно просвещена в вопросах трудового воспитания : взрослые стараются приучать детей к труду с раннего возраста, используя личный пример, объясняя и показывая приемы работы, причем стараются делать это по мере необходимости -77%, постоянно – 14%. Почти в 79% семей - есть общие трудовые дела, которые способствуют не только воспитанию положительного отношения ребенка к труду. Это ещё и сплачивает всех членов семьи, формируют доброжелательную атмосферу. Все дети имеют домашние обязанности, выполняют разовые поручения, причем 56% делают это с охотой, 44% - по настроению. Лишь в одной семье не принято поощрять ребенка за выполненную работу, в остальных – маленьких помощников хвалят, разрешают смотреть мультфильмы, «просто обнимают, целуют». В семьях не принято наказывать детей за плохо выполненную работу, либо наказывать трудом; родители отвечали, что «Со временем все получится».
На этапе выработки интерактивной деятельности, для коррекции упущений по вопросам трудового воспитания детей определили единство требований и дел педагогов, родителей и детей группы.
• Сотрудничество и взаимодействие - установившиеся принципы в вопросах воспитания и развития детей в группе.
• Вопросы трудового воспитания детей всегда были и остаются приоритетной темой организации воспитательного и образовательного процесса в группе.
• Родителей ещё на этапе знакомства с особенностями требований, предъявляемых к детям, в соответствии с программой в новой возрастной группе, знакомим с видами и особенностями детской трудовой деятельности.
• Самообслуживание
• Хозяйственно-бытовой труд
• Труд в природе
• Ручной труд
• Все виды труда находят своё продолжение и совершенствование в семьях воспитанников группы.
Объясняем родителям, что трудовое воспитание в семье надо организовывать на основе принципа обучения детей в совместной деятельности и на собственном примере:
«Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю».
В нашей работе считаем удачными находками проведение «Дискуссионного клуба» с родителями по вопросам трудового воспитания детей;
видео гостиной, где родителям представили фотопрезентацию «Трудимся в детском саду».
Родители тоже представили фоторепортажи из семей по трудовому воспитанию детей.
В ходе дискуссионной встречи с родителями по вопросам трудового воспитания детей родители не только просмотрели видеорепортаж о трудовой деятельности детей в детском саду, но и сами дети рассказали родителям о видах трудовой деятельности, которой они занимаются в детском саду.
В процессе прений, обсуждений, обмена опытом семейного воспитания по вопросам приобщения детей к труду, за круглым столом, в доверительной атмосфере проходила выработка единых принципов в вопросах трудового воспитания детей в семье и ДОУ.
На встрече родители воспитанников представили фото презентацию из опыта семейного воспитания. Они с удовольствием рассказывали об участии детей в трудовых буднях семей, делясь друг с другом опытом семейного воспитания, и установившихся традиций и принципов.
Так в семье Калугиных велика роль отца в формировании трудовых навыков и приобщения к труду сына Фёдора. В деревне Федору так же дают возможность попробовать, каков сельскохозяйственный труд, рассказывают о его пользе и необходимости.
В семье Гомозовых растят хорошую хозяйку. Родители Гомозовой Даши уверены, что качества хорошей хозяйки прививаются с детства. Поэтому Даша вовлечена во все виды домашнего труда.
Медведев Максим и его родители уверены – трудиться надо во благо других - порыбачим – накормим семейство ухой. Постараемся слепить вареники – будет угощение для всех. Охотничьей собаке нужна прогулка – пожалуйста.
Разностороннее приобщение ребёнка к труду – принцип воспитания в семье Лысонь Сони. Девочка получает уроки самообслуживания и взаимопомощи вместе с мамой (Зубовой В. В.) помогая друг другу в уходе за волосами, лицом, выполняя гигиенические процедуры.
Принцип трудового воспитания в семье Шмайловых : «Дать возможность ребёнку попробовать всё, и самому сделать свой выбор в пользу труда».
Ориентируясь на правоустанавливающие документы, отметили для себя, что новые требования СанПиН делают почти невозможным труд детей в природе. Дети могут лишь поливать растения. Задались вопросом - как же теперь воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру? Стали рекомендовать родителям привлекать детей к труду в природе дома. Но не у всех родителей городских детей есть деревни или дачи, и не все дети могут увидеть, как растут овощи и фрукты, испытать восторг от общения с домашними животными.
По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых.
Медведеву Максиму в этом плане повезло: «Бабушкина деревня» помогает восполнять эти пробелы. Мама мальчика Татьяна Ивановна рассказала, что Максиму всегда напоминают, что труд у бабушки в деревне не только ценен трудовыми делами, но помощью и заботой о старших членах семьи и братьях наших меньших. «Твори добро» - так прививают необходимость труда в жизни в их семье.
В каждой семье наших воспитанников есть зеленые комнатные насаждения, и дети получают возможность близкого соприкосновения с трудом в природе разной направленности.
Так сложилось, что родители наших воспитанников участвуют во всех делах группы. По вопросам трудового воспитания детей тоже.
Это ремонт игрового оборудования и сборка нового, изготовление книжек-малышек и поделок, сбор семян цветов и перекопка почвы и т. д.
Совместный труд детей и родителей еще один положительный момент в привитии трудовых навыков детям. Тем более, что при этом решаются и сопутствующие проблемы: чтение схем при сборке коляски, изучение правил игры в новых играх, словесные игры и рассказы историй из жизни самих родителей.
Участие родителей в жизни группы, их рассказы о своих профессиях способствует решению вопросов ознакомления детей с профессиями.
Вводим в понимание родителей термин «интерактивные игры», подчеркиваем два основных признака такой деятельности с детьми: игровой характер, социализация и возможность взаимодействуя раскрывать детям содержание трудовой деятельности. Чтобы родителям стала более понятна данная деятельность приглашаем их к участию в сюжетно-ролевых играх в группе.
В ходе бесед, обсуждений, рабочих встреч по вопросам трудового воспитания детей, пришли с родителями к единому мнению, что руководствуясь в обучении детей трудовым навыкам идеей народной китайской мудрости можно добиться более глубоких практических результатов.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Позволь мне сделать,
и это станет моим навсегда
Древняя китайская мудрость
Ещё одно наше с родителями убеждение, что умело выбранная форма похвалы может стать для ребёнка стимулом к активному участию в трудовой деятельности.
Педагоги нашей группы серьёзно подходят и к вопросам педагогического всеобуча родителей по вопросам трудового воспитания детей. Поэтому в практике нашего взаимодействия с родителями используем наглядные и рекомендательные формы информационной деятельности (памятки, буклеты, карты с правилами (которые сделаны на основе рисунка и доступны для понимания и детям, рекомендации, пополнение текстовыми материалами папки по социально-коммуникативному и личностному развитию детей, одним из направлений которой является трудовое воспитание детей).
Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволили добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
Используемые интерактивные формы работы дали положительную динамику по развитию трудовых навыков у воспитанников группы и их стремления к активному участию в труде.
ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ
Чем старше становится ребенок, тем все больше создается возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно – бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки приложить усилия, заставить себя исправить её.
Главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители. А помочь им в этом должны мы – педагоги. Главной задачей, как в настоящем, так и в будущем должно стать взаимодействие педагогов с родителями на продолжении партнерских отношений, которые будут крепнуть, и развиваться благодаря интерактивным формам взаимодействия.