Наталья Шибарова
Интеграция образовательных областей при проведении прогулки
▼ Скачать +Заказ
"День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"
Геннадий Александрович Сперанский
Каждый ребенок - маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, необходимо способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Публикация «Интеграция образовательных областей при проведении прогулки» размещена в разделах
Прогулка имеет большое значение для развития детей. Во время прогулки :
• развиваются умственные способности и наблюдательность детей, они получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями и объектами, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе;
• появляется возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых;
• удовлетворяется потребность ребенка в движении; дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми; у них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус;
• решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, что федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является прогулка.
В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическая развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».
При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Структурными компонентами прогулки являются :
1. Разнообразные наблюдения.
2. Игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие.
3. Экспериментирования.
4. Трудовая деятельность.
5. Самостоятельная игровая деятельность детей.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Задачи образовательных областей на прогулке решатся через структурные компоненты прогулки.
Наблюдения – основной метод обучения.
Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
1. Живая природа: растения и животные;
2. Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
3. За явлениями окружающей действительности. (труд взрослых)
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения: индивидуальное, групповое, фронтальное, эпизодическое, длительное, обобщающее.
Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений.
На прогулке воспитатель использует разнообразные упражнения в основных видах движений, например, пробежки с разной скоростью небольшими подгруппами (но не более 2-х раз в неделю, упражнения в прыжках, метании, бросании и ловле мяча (цель–подготовка к спортивным играм, различные виды с мячом и др.
Подвижные игры классифицируются:
• По возрасту;
• По видам движения;
• По степени подвижности;
• По форме организации;
• По содержанию;
• По использующимся пособиям.
Подвижная игра
Младший возраст – 6-10 минут
Старший возраст – 10-15 минут
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
В подвижной игре у детей совершенствуются физические способности; укрепляется здоровье и повышаются защитные силы организма; укрепляется нервная система; создаются условия для положительного психоэмоционального состояния детей; развиваются психические качества, а также воспитываются и формируются личностные качества.
В дидактических играх у детей развиваются познавательные процессы, психические процессы, а так же формируется нравственное представление об окружающем мире.
Дидактические игры делятся на:
• Игры с предметами (игрушками или природным материалом);
• Словесные игры.
Сюжетно - ролевые игры способствуют созданию у детей наглядной картины игровой ситуации; яркому выделению образов; положительному воздействию на воображение и эмоции детей; активизации творческой инициативы.
Вашему вниманию представлены методические принципы проведения всех видов игр.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте. Формы организации труда детей на прогулке : индивидуальные трудовые поручения, работа в подгруппах, коллективный труд.
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Может быть представлена: разным видами игр, изготовлением атрибутов, рисованием на асфальте, песке, снегу, доске, экспериментами и опытами с природными объектами и явлениями и др.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке : наблюдений, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.
Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.