Юлия Крупина
«Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность
Публикация «„Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы“ (часть I)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и явлениям, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знаний приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознаный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснение взрослых, могут самостоятельно или со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями.)
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Очень важно при этом дать детям элементарные сведения о мироздании, о неживой природе земли и её значении в жизни живых существ. У детей должно быть сформировано представление о том, что неживая природа - среда жизни растений,животных, человека.
2. Результаты педагогического анализа по данной проблеме.
Для определения уровня освоения детьми экологического содержания программы «Детство» и уровня экологической воспитанности дошкольников была проведена диагностика,разработанная на основе рекомендаций Н. Н. Кондратьевой,Л. М. Маневцовой, О. А. Воронкевич и др.
Выводы:
- из 23 детей только 8 человек имеют –средний уровень - т. е. ребенок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога - существенные признаки. Знает признаки живого/неживого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения к природе ребенок чаще пассивен.
Остальные 15 человек имеют –низкий уровень - т. е. эти дети различают и называют большое количество животных и растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частые связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчивое, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Так как в основном данная методика подразумевает диагностику выявления знаний детей о живой природе, то детям было предложено ответить на ряд вопросов по неживой природе, целью которой было: определить понимание детей связи живой и неживой природы, взаимосвязи и влияния процессов неживой природы на живую природу в целом.
Материал. Картинки с изображениями времен года, погодных явлений, объектов неживой природы (вода, земля, воздух,свет)
Методика. Индивидуальная работа с ребенком, ребенку предлагалось ответить на вопросы :
-почему птицы улетают на юг?
-почему звери впадают в спячку?
-зачем растения сбрасывают листья осенью?
-зачем нужны вода, воздух, земля, свет?
- зачем в природе звуки?
В результате выяснилось, что только 8 человек из 23 смогли ответить на предложенные вопросы, уровень ответов – средний дети не смогли дать полных ответов, выделить признаки неживого, основные закономерности и связи, существующие между живой и неживой природой. Остальные же показали низкий уровень знаний, затруднялись с ответами.
Учитывая все вышесказанное, была определена основная цель нашей работы.
3Цель: Формировать у старших дошкольников систему знаний и представлений о неживой природе, как среде обитания всего живого.
Осознавая важность и актуальность поставленной цели, мы определили для себя средства, направленные на ее достижение. Мы предположили, что одним из главных средств может быть использование в работе с дошкольниками элементарной исследовательской деятельности.
4. О роли исследовательской деятельности в развитии экологического сознания дошкольников.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскроется содержание данного объекта. Уже давно ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста.
В. Роттенберг,1984 г. : «….прежде всего дошкольное обучение должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. То есть требуется разработка новых методов преподавания на максимальном использовании образного типа переработки информации….В основе таких методов лежит не изучение абстрактных физических формул с последующей экспериментальной демонстрацией…а, напротив, постановка красивого и увлекательного эксперимента, на основе которого дети сами выводят физический закон.»
Н. Н. Поддъяков,1997г «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи,игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Поскольку в дошкольном возрасте ставится и решается задача формирования системы элементарных знаний об окружающей действительности, то применительно к дошкольникам используется термин – элементарная исследовательская деятельность. Эта очень важная совместная работа взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, в труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания.
Использование элементарной исследовательской деятельности в системе работы по ознакомлению детей с миром природы позволяет не только обогатить дошкольников знаниями, информацией природоведческого содержания, но и сформировать устойчивую потребность и способность дошкольника самостоятельно получать информацию о природе, связях и зависимостях, в ней существующих, что является очень важным в плане развития ребенка в целом и экологического его воспитания, в частности.
Исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в исследовательскую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны, и носят пробный характер.