Ирина Петухова
«Игры со счетными палочками в педагогической работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Вся жизнь ребенка - игра. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. И поэтому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции, речь развиваются в детской игре.
Как сказал Мишель де Монтень: "Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста".
Перед педагогами стоит извечный вопрос, как реализовать образовательные задачи в игровой деятельности.
Публикация «„Игры со счетными палочками в педагогической работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Счетные палочки. Игры и занятия
- Темочки
В современном мире, богатом техническими новинками, мы перестали обращать внимание на простые вещи.
Многие забывают о самых простых и дешевых развивающих игрушках, которые, при желании, можно сделать из бросового материала. Самые примитивные приспособления могут дать ощутимую пользу ребенку, если ввести их в программу развития малыша.
Практически каждый из нас с детства помнит такой элемент, как счетные палочки. Это были разноцветные пластмассовые или же деревянные пластинки, которые окрашивались в различные цвета.
Думаете, палочки нужны лишь для счета? Это в корне неверно, их цели гораздо масштабней:
• Развитие моторики пальчиков – даже просто перебирая разноцветные, лучше деревянные палочки дети тренируют мозг. От простейшей операции: вытащить из футляра и сложить обратно, до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы.
• Во время занятий с этим нехитрым приспособлением формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, спереди-сзади, сверху-снизу.
• Разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления.
• Выполняя задания с помощью цветных помощников, ребенок изучает цвет.
• Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.
• И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Здесь уж поле действий широко: счет, геометрические фигуры, сравнение величин, простейшая арифметика.
• Палочки также используются как вспомогательный инструмент для развития по разным методикам, например, к логическим блокам Дьенеша.
Работа со счетными палочками приносит немало положительных моментов:
• возможность использовать дидактический материал с детьми разного возраста, меняя задания и усложняя их по необходимости;
• наличие большого количества схем, сценариев игр, альбомов, которые помогут легко научить ребенка математике;
• помимо работы над математикой, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие.
Дидактические игры со счетными палочками условно можно разделить на несколько групп.
1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур:
- по образцу,
- по указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры,
- по указанию величины фигуры.
2. Дидактические игры с выкладыванием изображений предметов:
- по образцу,
- по устной инструкции,
- по замыслу.
3. Дидактические игры с преобразованием геометрических фигур: добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур).
4. Дидактические игры с преобразованием изображений предметов.
5. Дидактические игры, в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания).
Играя с цветными палочками, ребёнок проявляет активность. Творчески подходить к делу, быть усидчивым, упорным и внимательным – важные качества для будущего первоклашки.
Организовывайте для ребёнка нелёгкий процесс освоения знаний через увлекательную игру. И то, что поначалу ему казалось невыполнимым, станет вполне доступным и решаемым