Татьяна Давыдова
«Игры, направленные на формирование основ экономической грамотности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
Организатор: Старший воспитатель Давыдова Т. В
Присутствовало:11педагогов.
Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.
Задачи:
– познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
– расширить кругозор педагогов посредством игры.
План:
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть
Публикация «„Игры, направленные на формирование основ экономической грамотности дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Организационный момент: Доброй день, уважаемые коллеги! Я очень рада встречи с вами деюсь, что она будет интересной и пройдет с пользой. И чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку.
«Шуточные вопросы»:
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)
- Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Лицо торговой точки это что? (витрина)
- Какое животное всегда при деньгах (свинья)
- Что проверяют, не отходя от кассы? (деньги)
- Молодцы!
1. Теоретическая часть. (выступление)
Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах
Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей. Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? Да!
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает
воспитание у ребенка бережливого отношения к вещам, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций трудолюбия оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельными успешным человеком, принимающим грамотные,
взвешенные решения.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
2. Практическая часть
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие в «игровой мир экономики».
Экономические кроссворд.
По горизонтали:
1. Сбережение части дохода в течение определенного времени. (стоимость)
2. Ссуда в денежной или товарной форме на условиях возврата с уплатой процентов. (кредит)
3. Форма результата деятельности работы за месяц. (отчет)
4. Всеобщий товарный эквивалент. (деньги)
5. Ценная бумага, выкупаемая обществом и дающая право на получение доходов. (акция)
6. Товарная сделка или обмен. (бартер)
9. Денежная сумма, выдаваемая в счет предыдущих платежей. (аванс)
По вертикали:
4. Доход, получаемый владельцем акции по результатам доходов акционерных обществ. (дивиденд)
6. Система деловых отношений с целью получения прибыли. (бизнес)
7. Разница между суммой денег от дохода и расхода. (прибыль)
8. Вклад в банк. (депозит)
9. Договор, о представлении имущества, за определенную плату на определенный срок. (аренда)
10. Выпуск в стране чрезмерного количества денег, что приводит к обесцениванию заработной платы людей. (инфляция)
Следующая игра: «Экономика в сказках»
1 Какой расход был в сказках «Курочка-ряба».
2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. «Колосок».
3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? «Кот в сапогах».
4. В какой сказке благодаря своему труду и смекалке мужик получил товар и прибыль. «Мужик и Медведь
5. В какой сказки благодаря рациональному разделению труда все герои имели
выгоду в совместном проживании? «Зимовье»
6. В какой сказке умелый бартер привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
7. Героиня какой сказки из-за завышенных потребностей потеряла все? «Сказка о золотой рыбке»
8. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? «Морозко», «Василиса Премудрая», «Золушка»
- Уважаемые педагоги! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.
Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Предлагаю определить, по картинкам, где товары, а где услуги.
Игра «Услуги и товары». Цель: формировать умение детей разделять товар от услуги.
Ход игры (Действия педагога) Воспитатель показывает сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках : Художник Тюбик рисует картины, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма. Воспитатель уточняют, что такое товары и что такое услуга: товар-продукт труда, изготовленный для обмена, продажи; услуга-действие, приносящее пользу, помощь другому
Игра «Нужные покупки». Цель: закрепить представление детей о деньгах.
Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.
Игра: «Бюджет»
Цель: познакомить с понятием «бюджет».
Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т. д.
- Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Используя сюжетно - ролевые игры, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их.
Надеюсь, что предложенные вам игры позволят познакомить детей с финансовой грамотностью в современных рыночных условиях.