Борисова Людмила Николаевна
Игры по развитию внимания для начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игр и упражнений на внимание, в подготовительной и заключительной части урока, как средство формирования самоконтроля у учащихся начальной школы.
Цель –
1. Способствовать формированию интереса к занятиям физической культурой.
2. Содействовать развитию внимания.
Задачи-
1. Познакомить обучающихся с упражнениями на внимание.
2. Развивать умения самостоятельно использовать изученный материал.
Формируемые УУД- регулятивные УУД (Самоконтроль)
Публикация «Игры по развитию внимания для начальной школы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Возраст учащихся-3 класс (8-10 лет)
Продолжительность- 20 -25 мин.
Оборудование – необходимое для проведения подвижных игр.
Обоснование педагогических идей, педагогической технологии
Перегруженность учеников умственными занятиями ведет к дисгармоничному физическому развитию, снижению функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Это создает проблемы интеллектуальной и физической работоспособности, ведет к психологическим перегрузкам школьников, что в свою очередь отрицательно влияет на внимание. Дети не могут длительно сосредотачиваться, быстро переключаться, настраиваться на нужную информацию и воспринимать ее, запоминать движения, действия, правила игры и т. п., поэтому работа над развитием внимания актуальна на сегодняшний день.
В процессе педагогической деятельности многие учителя часто указывают на недостаток внимания у своих учеников. Способность сконцентрироваться или сфокусировать все свои возможности на выполнении определенной задачи является одним из важнейших условий достижения успеха. Ученик полностью теряет свою концентрацию, обращая внимание на различные отвлекающие внешние факторы, реагируя на них. Хорошая концентрация внимания у учеников связана с большой подготовительной работой и важно, чтобы она начиналась с самого детства. Поэтому если избирательно и целенаправленно воздействовать на школьников, регулярно включая в уроки различные задания и игры на развитие внимания, то можно добиться определенных положительных результатов.
Определение проблем и перспектив в работе педагога
Усвоение знаний и овладение умениями намного зависят от внимания ребенка. Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным – можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.
Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направленно на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т. п. внимание, на процессы запоминания, мышление, на двигательную активность. Принято считать, что существует три типа внимания : непроизвольное, произвольное и после произвольное. Выделяют также свойства или параметры внимания, к ним относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания
Развивать внимание учащихся на уроках физической культуры целесообразно с помощью игровой деятельности, поскольку игра способствует развитию не только всех физических качеств, но и психических, и, в частности, внимания, так как подвижные и спортивные игры параллельно с физическим развитием решают задачи и познавательного характера, осуществляют межпредметные связи. Концентрация внимания учащихся во время подвижных и спортивных игр также способствует активизации их внимания на уроках по другим предметам и лучшему усвоению школьной программы.
Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.
Реализацию проекта я провожу через систему уроков, входящих в каждый раздел программы. При разработке поурочных планов я, учитывая возрастные особенности, подбираю задания и игры на внимание включаю их, по возможности в подготовительную и заключительную часть урока в зависимости от изучаемого материала.
В урок включаются игры направленные на развитие внимания :
1. Дав задание выполнить бег с ускорением на 15—20 метров (интервал между стартующими 10 м, учитель, стоя перед бегущими, по заранее обусловленному сигналу, подняв перед собой правую или левую руку, предлагает бегущим обегать его соответственно справа или слева.
2. В беге по кругу, восьмерке, змейкой подать команду: «Петров, обогнать трех впереди бегущих одноклассников!»
3. Игру «копна!», «тропинка!» или «кочки!»
Класс построен в колонну по четыре. Каждая колонна — команда, которая по ранее обусловленному сигналу начинает двигаться за ведущими в разных направлениях. По произвольному сигналу учителя «копна!», «тропинка!» или «кочки!» играющие образуют круг с поднятыми руками; кладут руки на плечи впереди идущих или приседают.
4. Игра «молекулы»
Класс по сигналу учителя начинает двигаться по всему спортивному залу (хаотично, затем учитель дает свисток и дети должны построиться в две колонны.
5.«Летим», «Лежим», «Лепим»
Класс по сигналу учителя начинает двигаться по всему спортивному залу, по команде учителя дети должны быстро изобразить фигуру. (Летим, Лежим, Лепим)
6.«Будь внимателен»
Цель игры : стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают друг за другом. Затем на слова «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, а на слово «Лошадки» - как бы ударять копытом об пол, «Раки» - пятиться назад, «Птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «Аист» - стоять на одной ноге, «Медведь» - показывать движения косолапого медведя.
7.«Четыре стихии»
Цель игры : развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. (Кто ошибается, считается проигравшим.)
8. Игра «Слушай хлопки»
Цель игры : развитие слухового активного внимания, способности к волевому управлению своим поведением.
Договариваетесь с детьми, что на данное количество хлопков они будут выполнять определенное движение. Эти движения могут придумывать сами дети или предлагать взрослый. Например, услышав один хлопок - бить в ладоши, два хлопка - махать руками, три хлопка - подуть изо всех сил, четыре хлопка - поднять руки.
Играет музыка, дети двигаются, как хотят. На остановку музыки и определенное количество хлопков выполняют заданное движение
9.»Бег номеров.
Команды, построенные в колонну или в шеренгу, рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой номер. Руководитель называет номер, после чего бегуны под этим номером стартуют, добегают до указанного места и возвращаются обратно. Кто быстрее займет свое место, тот и приносит команде очко. Команды можно располагать в линию, колонну, лежа, сидя.
Команда, набравшая больше очков выигрывает.
10. «Делай то, что я говорю, а не то, что делаю».
Игроки строятся в шеренгу на расстояние вытянутых в стороны рук. Руководитель называет упражнение, которое должны выполнить игроки, а показывает совершенно другое упражнение. Невнимательные повторяют упражнения, которые показывает руководитель. Кто ошибается, тот делает шаг вперед. (развиваем смешанное внимание и слуховое и зрительное.)
11. «Шишки, желуди, орехи».
Играющие становятся в круг группками, по три человека, один за другим, лицом к центру. Водящий становится в центре круга. Руководитель дает всем играющим названия: первые в тройках – шишки, вторые – желуди, третьи – орехи. По сигналу водящий говорит, допустим: «орехи». Все играющие, названные «орехами», должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если это ему удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Каждый раз названные меняются местами. Передвижение при смене мест происходит по часовой стрелке или против часовой стрелки. Заранее это оговаривается.
Краткая характеристика результативности используемой технологии
В результате работы по данной технологии, должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:
-понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья
-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
- умение работать в команде: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей.
Список использованных источников
1. Бригаденко Е. В. Повышение внимания школьников на уроке физической культуры
2. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
3. Карлов В. А. Развитие внимания на уроках физической культуры с использованием дополнительной разметки спортивного зала
4. Поляков М. И. Развиваем внимание. /Физическая культура в школе. №2, 1997.