Светлана Бабженко
«Игры на кухне». Практический материал для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Развитие речи детей будет эффективным, если родители перейдут от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве.
Публикация «„Игры на кухне“, Практический материал для родителей» размещена в разделах
Проблема: В детском саду воспитатели часто говорят родителям о том, что очень важно развивать у ребенка "мелкую моторику рук". С самого раннего возраста мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Да, действительно, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Ученые установили, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно проводить дома родителям, практически не отрываясь от домашних дел.
Вы можете предложить своим детям выполнить следующие игры- упражнения :
«Волшебное сито»
В чашке перемешаны гречка и манка (покажите отдельно крупицы гречки и манки). Как выбрать отсюда все гречневые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!" Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - гречку. Просеянную гречку надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату
«Поймай из воды»
Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.
«Волшебная губка»
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
«Посыпаем дорожки»
Предложите ребенку посыпать (манкой, пшеном) дорожку на столе. Поиграйте: дорожка может идти от любой игрушки или предмета к другому. Дорожку надо сыпать тремя пальцами (сложив их "щепоткой«) можно делать дорожку ограничив ширину и длину палочками т. п.
«Подбери окошко»
Маленькие дети очень любят "запихивать" разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько, соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: коробочки от "киндер-сюрпризов"; крупные и средние бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше.
«Открой и закрой»
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.
«Накорми птичек зернышками»
Соединить фасоль и горох в одно блюдо, предложить разложить в разную посуду большие и маленькие «зернышки»
«Пересыпаем ложкой»
Поставьте на поднос две чашки: слева - емкость с крупой, а справа - пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как правильно держать ложку, как набрать ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть. Помогите ребёнку набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой).
«Смети горку для снеговика»
Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать любую крупу образуя горку, чтобы крупа не падала на пол.
«Нарисуй пальчиком картинку»
Насыпьте на поднос крупу, покажите как можно рисовать пальчиком, а затем дайте ребенку самостоятельно проявить свое творчество. Слой крупы должен быть такой, чтобы проведя пальцем по нему, образовывались линии. На таком подносе можно будет рисовать простые рисунки.
«Волшебные макарошки»
Интересный способ развития мелкой моторики рук – рисование на подносе макаронами. Для того чтоб его осуществить нужно на подносы выложить несколько видов разной формы макарон. Дать потрогать, пощупать, а затем предложить выложить простые формы постепенно усложняя, выкладывая картинку.
«Разложи по тарелочкам»
Соединить 2-3 вида макарон в одну посуду. При помощи ложки разложить каждый вид по отдельным тарелочкам. Следить чтобы ребенок правильно держал ложку.
«Разложи по порядку»
Высыпьте в мисочку бусинки двух-трех цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте блюдца. Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все синие итд". Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, лисички причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник, лиса смородину. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
Вывод:
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
Во - первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
Во- вторых, ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Желаю вам удачи!