Екатерина Балакина
Игры и упражнения для развития внимания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто мы говорим подобное своим детям? Мы думаем что дети не умеют концентрировать внимание, считаем их рассеянными. Но давайте еще раз проговорим свои упреки, но уже мысленно. Ну и как ты думаешь. Это очевидно? Конечно я так и думаю. Получается, что ребёнок сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него вещи. Внимание - процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней. У детей дошкольного возраста внимание направлено на внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Это то что мы принимаем за рассеянность. Что такое непроизвольное, произвольное, после произвольное? Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается. Для того, чтобы ребенок делал не то, что ему нужно, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи рассказали, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания. Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в после произвольное. Признаки непроизвольного и произвольного видов внимания. Большинство родителей, в семье которых есть дошкольники, слышали фразу "Для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен быть хорошо подготовлен". Но далеко не все задумываются о том, что значит готов к школе", и очень многие, заблуждаясь, начинают "готовить" своего ребёнка, заставляя его учиться читать, считать и писать. Для того, чтобы построить дом, нужно заложить надёжный фундамент, и уже на нём возводить само здание. Если есть, т. е. хорошо развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать, сформирована учебная мотивация, то можно сказать о его успешном обучении в школе. Тоже самое и в обучении - если есть, т. е. хорошо развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать,. Основным показателем готовности ребёнка к школе является устойчивое, произвольное внимание. Произвольное внимание ребенка двух - двух с половиной лет составляет не более трёх минут. Это то время, на которое ребёнок может сосредоточиться. К дошкольному возрасту объём произвольного внимания возрастает до двадцати минут. В норме, в 6 - 7 лет ребенок уже вполне может спокойно сидеть, слушать взрослого, выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно. Как добиться, чтобы ваш ребёнок умел сосредоточиться, слушать, наблюдать, был терпелив и внимателен? Есть дети, которым трудно сосредоточиться, усидеть на месте, дослушать до конца. Что делать, если у вашего ребенка внимание кратковременное, ему трудно сконцентрироваться? Не спешите отчаиваться от этого. Ученые рассказали, какие упражнения помогут развить внимание. Попробуйте, начните, и результат не заставит тебя ждать. Что изменилось в мире? Для чего нужно развитие внимания и памяти. Оборудование может использовать картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе. Ребенок должен помнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать что изменилось. Что не стало после этого. Для чего нужны картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе? Проводится аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения ребенка. Корректурная проба - лист бумаги, на котором рядами изображены различные геометрические фигуры. Ребенку предложили зачеркнуть какую-либо фигурку, затем одну зачеркнуть, а другую обвести в кружок. Задания на четыре и более фигур можно давать в дальнейшем. "Таинственные шумы" помогут развитию слухового внимания. Оборудование шумящих предметов (пластмассовая коробочка с горошинами, два камешка, молоточек и т. д.). Ребенок должен рассмотреть все предметы. Поиграть с ними, послушать звуки. Затем взрослый за спиной ребенка издает 2 шума, а ребенок должен узнать, чем шумели. Ученые рассказали о росте предметов. Назови дорожку для развития произвольной регуляции и устойчивости внимания. Палочка, бланк с изображением простого лабиринта. Посмотрите на рисунок, на котором изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Ты должна помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад. Для чего нужно развитие внимания, мелкой моторики? Отстукивание ритмических рисунков по подражанию подушечками пальцев обеих рук. Взрослый показывает одной рукой, сначала действуют только указательный и средний палец, затем к ним присоединяется безымянный и лишь потом большой и мизинчик. Для развития внимания и фонематического слуха нужен "Хлоп-топ". Когда слышишь звук А, хлопни в ладоши, звук О, топни ногой, звук У – стукни кулаком об кулак и т. д. задания можно придумывать самостоятельно. После усвоения игры взрослый показывает движение, а ребенок называет звук. "Построй дорожку" для развития устойчивости внимания. Оборудование таблицы с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки. Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, нужно закрывать фишками определенные взрослым геометрические фигуры. Посмотри на эту таблицу внимательно. Позвольте герою сказки добраться по дорожке к нужному месту. Для этого закрой фишками слева направо а) все треугольники (круги, квадраты); б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты. Что такое Примечание. Если ребенок не справляется с заданием, рассмотрите с ним таблицу. Определите признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания. Проанализируйте ошибки с ребенком. Устроите игру в виде соревнования. Назови тень для развития концентрации внимания. Рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней. На нем нарисовали рыцаря и его тени. Нужно отыскать среди этих теней его настоящую. Как развивать умение переключать внимание? Оборудование простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов. Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов. Посмотри на эту картинку внимательно. У каждого яблока листик, а на каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания.