Приложение МААМ

Игры и упражнения для формирования культуры и техники речи у детей дошкольного возраста

Марина Милежикова
Игры и упражнения для формирования культуры и техники речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Игры и упражнения для формирования культуры и техники речи у детей дошкольного возраста»

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Основой правильного произношения являются общие речевые навыки. К ним относятся:

• темп (скорость речи);

• ритм (равномерное чередование ударных и безударных слогов по фразе);

• артикуляция (деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, и слова);

Публикация «Игры и упражнения для формирования культуры и техники речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• дикция (степень отчетливости в произношении слов);

• словопроизношение (четкое произношение гласных);

• речевое дыхание (основные качества - длительность и интенсивность);

• ударение (смысловое выделение звуков в сочетании с увеличением длительности произнесения).

Чем больше совершенствуется язык ребенка, тем более расширяются его возможности усваивать новое.

Таким образом, овладение речью - это сложный многосторонний процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, зрение, артикуляционный аппарат ребенка достигает определенного уровня развития. Однако, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух и зрение, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи : тон, ритм, темп, интонацию.

Основная задача речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа. Контактируя с окружающими, ребенок выражает в речевой форме эмоции, коммуникативные и когнитивные представления. Также основными задачами развитие речи являются : воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирования грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах - как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий.

Упражнение "Скажи какой?"

Цель: Называть не только предмет, но и правильно обозначить его признаки и действия. Обогащать речь прилагательными и глаголами.

Описание игры : Воспитатель предлагает детям:

1. По признакам узнать предмет, отгадать загадку ( например: румяное, круглое, сладкое - что это)

2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос "какой" предмет по вкусу, цвету: сахар (какой, снег. лимон.

3. Докончить ряд слов: "снег белый, холодный. (еще какой); морковь желтая, солнце теплое и т. д.

4. Назвать какие в комнате вещи круглые, большие и т. д.

Затем педагог дает детям задание вспомнить: "Кто как передвигается", например, ворона (летает, щука (плавает, кузнечик (прыгает, уж (ползает); "Кто как голос падает",

например, львы (рычат, мыши (пищат, коровы (мычат).

Упражнение «Найди противоположное слово»

Цель: подобрать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Описание игры. Воспитатель говорит: «Сахар сладкий, а лимон., луна видна ночью, а солнце., огонь горячий, а лед, тополь высокий, а шиповник., река широкая, а ручей? камень тяжелый, а пух., редька горькая, а груша?»

Затем педагог говорит предложения и предлагает детям ответить на вопрос «Если суп не горячий, то значит он какой?», «Если в комнате не светло, то в ней как?», «Если сумка не тяжелая, то значит она какая?», «Если нож не тупой, то значит он какой?

Для уточнения смысла слов противоположного значения воспитатель спрашивает: «Что бывает широким? Что бывает узким?»

Такие упражнения над отдельными словами способствуют уточнению значения слова, более глубокому пониманию его.

Упражнение «Надо сказать по-другому»

Цель: Подобрать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Описание игры : Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение, какими словами можно про него сказать? (А я придумала слово «печальный», можно так сказать? Да, это все слова, близкие по значению, слова-друзья).

- Послушайте какие я назову предложения: «Дождь идет (льет)», «Мальчик идет (шагает)».

Какое слово повторяется? Давайте попробуем заменить слово «идет». «Весна идет» - как можно сказать по-другому? (наступает)

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

- Чистый воздух (свежий); чистая вода (прозрачная); чистая посуда (вымытая). Самолет сел (приземлился); солнце село (зашло). Река бежит (течет, струиться). Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом:

- очень большой – громадный - огромный;

- очень маленький – малюсенький.

Упражнение «О чем я сказала»

Цель: Учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Материал: Картинки на раскрытие всех значений многозначного слова: лук, чеснок, кукла, девочка, сумка, шкаф, корзинка, зонт, чайник, корабль, елка, шприц и др.

Описание игры : Есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем этим словом.

Головка – так можно ласково назвать голову человека, девочки, куклы. У куклы маленькая головка. У девочки на головке красный бант. А можно так назвать утолщенную или выступающую вперед оконечность чего-то: головка лука, головка чеснока, головка ракеты.

А про что еще можно сказать так «иголка» - у шприца, у елки, у сосны, швейная иголка, машинная иголка, игла у ежа, вязальная игла. Звонок у велосипеда, дверной звонок, в школе. Нос – у человека, у животных, у самолета, у корабля, у чайника. Ушко - у человека, у куклы, у животных, у иглы. Ножка - у стола, у гриба, у ребенка, у мебели. Ручка – у ребенка, у мебели, у дверей, у чайника, у чемодана, авторучка.

Можно предложить такие слова: молния, глазок, горлышко, язычок, крыло, сильный, слабый, румяный, льет, летит, идет, бьет, крепкий, дорогой и др.

Потом дети составляют предложения с названными словами: «Гриб вырос с крепкой ножкой». «У собаки черный нос».

Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу, углублять знания о лексическом значении слов.

Описание игры. Медвежонок говорит, что он знает, чем занимаются ребята в детском саду, во что играют, но он просит подсказать ему слова, противоположные по смыслу. Мишка называет слова, а дети подбирают противоположные слова (антонимы).

Утро – вечер

Герой – трус

Друзья – враги

День – ночь

Быстро – медленно

Светло – темно

Много – мало

Сесть – встать

Смеяться – плакать

Говорить – молчать

Закрывать – открывать

Взять – отжать

Приносить – уносить

Надевать – снимать

Горячо – холодно

Входить – выходить

Высоко – низко

Черный – белый

Северный – южный

Смелый – трусливый

Горький – сладкий

Легкий – тяжелый

Острый – тупой

Высокий – низкий

Большой – маленький

Длинный – короткий.

Несмотря на то, что к шестилетнему возрасту у детей выравнивается произношение, словарный запас позволяет составлять правильные предложения, объединенные одним сюжетом, в игре эти умения укрепляются, оттачиваются. Эмоционально окрашенные речевые игры пробуждают фантазию, исследовательские способности, наблюдательность, вызывают радость от полученного правильного результата.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для формирования культуры и техники речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 17:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для формирования культуры и техники речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Милежикова (УИ 117397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД