светлана заварзина
Игры и игровые упражнения для детей по коррекции эмоционально-личностных проблем в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Помощники» – подготовьте коробку с мелкими игрушками. На глаза у ребёнка «нечаянно» рассыпьте содержимое коробки; акцент на эмоции : радость, удивление, огорчение. Попросите ребёнка помочь вам собрать игрушки. Можно по сигналу: «Кто быстрее».
«Нехочуха» (стыд, вина)- ребёнок не хочет убрать на место свои вещи. Спросите, почему не убирает свои вещи (игрушки). Наверняка он скажет не хочет. Скажите, что детей, которые ничего не хотят, называют Нехочухами и у Нехочух не бывает своих вещей. Поднимайте отдельные вещи и рассказывайте, кому из ребят можно подарить. На глазах у ребёнка «отдавайте» детям его вещи. После этого спросите, будет ли он убирать свои вещи (игрушки) на место.
Публикация «Игры и игровые упражнения для детей по коррекции эмоционально-личностных проблем в условиях ДОУ» размещена в разделах
«Давай мириться» (злость, отвращение, стыд) – ребёнок обидел другого ребёнка и не хочет у него просить прощения. Спросите, почему он обидел товарища. Убедите его, что он хороший, добрый и очень смелый. Он не побоится подойти к обиженному ребёнку и попросить прощение. Помогите помириться: держась мизинцами друг за друга (это волшебный знак силы).
«Зайка, зайка, что с тобой?» посадите игрушку Зайку на колени, обратите внимание – Зайка заболел, он грустный. Прочитайте стихотворение.
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Надо Зайку полечить!
Надо Зайку полюбить! Обратите внимание на выражение лица ребёнка. Попытайтесь хотя бы частично разучить стихотворение с ребёнком. Добивайтесь сочувствия к больному Зайке.
Одним из приемов по коррекции эмоциональных проблем является работа с зеркалом. В индивидуальном порядке дети, глядя в зеркало, учатся рассказывать о себе. Взрослый задает вопросы, ответы на которые выстраиваются в содержательный рассказ. Ребенка спрашивают: «Кого ты видишь в зеркале? Что у тебя есть на лице? Какого цвета у тебя глаза. Скажи, что выражают сейчас твои глаза? Они смеются или грустят? Почему ты улыбаешься? А когда глаза бывают грустными? А когда озорными? Какого цвета у тебя волосы? Какой они длины? Какая прическа? А если ты идешь на праздник, как мама украшает твои волосы? и т. д.». Педагог просит ребенка рассказать о себе, своем настроении, глядя в зеркало. Рассказ завершается созданием автопортрета. Детям предлагается нарисовать себя, используя разные цвета, соответствующие цвету глаз, волос, одежды. В процессе выполнения автопортрета воспитанникам разрешается подходить к зеркалу, исправлять цвет. Качество рисунка не оценивается, что позволяет детям раскрепоститься.
Игровое упражнение «Самый, самый». Взрослый предлагает детям внимательно послушать вопрос и верно на него ответить. Возможные вопросы:
- Кто из вас самый высокий?
- У кого самые темные волосы?
- У кого на голове заколка?
- У кого карие глаза?
- За кем из вас приходит дедушка?
- У кого недавно был День рождения?
- Кто умеет хорошо рисовать?
- Кто умеет рассказывать стихи?
- Кто умеет строить из кубиков башню?
- Кто умеет быстро бегать?
- Кто умеет играть в снежки? и т. д.
Выполнение этого упражнения требует от педагога определенной тактичности. Содержание вопросов в обязательном порядке должно подчеркивать возможности каждого из участников игры. Это позволяет ребенку почувствовать признание взрослым его собственных достижений, почувствовать свою значимость.
«Ты-лев»
Взрослый: Ребята, сейчас мы вами попробуем поиграть в новую игру. Для этого закройте глаза, представьте льва – царя зверей - сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен, он все умеет. Его зовут также как и вас, у него ваши имя, ваши глаза, руки, ноги, тело. Лев – это вы. А теперь откройте глаза. Пусть каждый попробует показать, какой вы лев.
«Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Слушающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
«Пожелание»
Взрослый: Я принесла коробочку, в которую мы с вами постараемся собрать много разных пожеланий, они помогут нам и другим людям стать радостными. Для этого Вы будете проговаривать свое пожелание, я помогу его записать. Мы положим его в эту волшебную коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы может открыть коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы можете открыть коробочку, она поможет вам снова стать радостными.
Методические рекомендации. В ходе предложенных игр у детей идет формирование положительного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.