Юлия Михеева
Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моей методической разработки, стала «Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе»
Творческое название: "Маленькие почемучки»
Актуальность: Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное познавательно - исследовательское отношение к миру.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
У детей 3-4 лет продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Игра является основным видом детской деятельности, поэтому процесс развития любознательности должен осуществляться в интересной игровой форме, вызывать эмоционально радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания нового, и радость от первых успехов. Все это поможет легче и лучше познать свойства, качества предметов, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
• Знакомить детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость и т. д);
• Формировать представление детей о значимости воды, воздуха и света в окружающем мире.
• Учить сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
• Развивать логическое мышление, наблюдательность, связную речь, мелкую моторику, познавательный интерес в процессе экспериментирования.
Воспитывать внимательность, аккуратность при проведении опытов.
В результате полученных знаний, играх и умений дети познакомятся с простейшими приемами экспериментирования;
Больше будут интересоваться предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами;
Словарь детей пополнится словами, обозначающими сенсорные признаки явления или объекта природы (мнётся - ломается, мягкий – твёрдый, легкий - тяжелый);
Будут проявлять интерес к различным видам игр, в том числе играм-экспериментам.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности. А также развивает у детей наблюдательность и любознательность, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать.
Уголок эксперементирования во второй младшей группе:
Природный материал (камешки, песок, семена, зерна, ракушки, шишки, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.);
Утилизированный материал: (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);
Медицинский материал: (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
Приборы: здесь можно расположить: баночки, воронки, лупы, зеркала, верёвочки, бутылочки и другое;
Предметы: воздушные шары, мыльные пузыри, трубочки для коктеля и ещё очень многое - всё интересное и продуктивное для экспериментирования.
Детские фартуки и клеё нка: для проведения опытов.
Картотека экспериментов: схемы, памятки, алгоритмы в картинках - они должны быть красочными, понятными для детей.
Игротека: экологические игры: лото, домино, пазлы, книги – о животном и растительном мире, энциклопедии по познавательно- исследовательской деятельности.
памятка о правилах поведения для познавательно-исследовательской деятельности;
конспекты занятий по эксперементированию; и т. д.
Огород на окне: он позволяет организовать длительные наблюдения за процессом, и условиями роста растений.
В младшем возрасте нужно проводить опыты, которые не опасны для детей, лучше всего проводить такие опыты как например : «Мы поймали воздух», с использованием шариков; «Я вижу воздух», с трубочкой и стаканом воды; «Тонет- не тонет», с водой; «Вода меняет цвет», с использованием красок, и т. д. Эти опыты детям в этом возрасте будут интересны, понятны и совершенно безопасны. Надо помнить, чтобы эти опыты были всегда яркими, интересными и самое главное, чтобы все эти эксперименты и опыты приносили детям пользу, обогащали их в плане развития, в получении информации.
Вашему вниманию опыты по экспериментированию с объектами неживой и живой природы:
ОПЫТ № 1. «Вот какой песочек»
Цель: Ознакомление детей со свойствами песка (сухой – влажный- мокрый, сыпучий – сыплется – высыпается.)
ОПЫТ № 2 «Песчаный конус»
Цель: Развитие восприятия, воображения, логического мышления;
обогащение словарного запаса; развитие мелкой моторики;
закрепить знания детей о свойства и особенностях песка.
ОПЫТ № 3. «Волшебница вода»
Цель : Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)
ОПЫТ № 4 «Плавает-тонет»
Цель: Показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью.
ОПЫТ № 5. «Волшебная соломинка»
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
ОПЫТ № 6. «Мыльные пузыри»
Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
ОПЫТ № 7. «Луковая грядка»
Цель: Закрепить знания детей о воде, почве и солнце, и их значении в жизни растений.
ОПЫТ № 8. «Был снег, а потом вода»
Цель: Познакомить детей со свойствами снега, доказать почему снег на улице не тает, а в помещении растаял.
Опыт № 9. «Свойства резины»
Цель: Познакомить детей со свойствами резиновых предметов.
Воспитатель должен всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей, кто работает медленно, нужно помочь, дать время.
После эксперимента дети должны приводить в порядок рабочее место.
Циклы опытов и игр-экспериментов подобраны с расчетом на возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет. Работа проводилась с детьми во время образовательной деятельности и в разных режимных моментах. Игры-эксперименты проводились с детьми 2 – 3 раза в неделю. Каждая игра по времени не превышала 10 мин.
Взаимодействие с родителями по развитию детского экспериментирования. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей, мною систематически проводятся консультации по познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.
- Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.
- Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.
После проведения бесед, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью, делятся своими впечатлениями.
В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, целеустремленность.
Таким образом, разработанная на практике система по развитию деятельности как детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.