Мазунова Ирина Геннадьевна
Игровые приёмы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников с использованием элементов цветотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное формирование грамматического строя речи ребёнка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения.
Для усвоения грамматических правил в дошкольном возрасте необходимо формирование базы, под которой подразумеваются:
- достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас.
- устойчивое владение грамматическими нормами языка в устной речи.
Публикация «Игровые приёмы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников с использованием элементов цветотерапии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребёнка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения.
Словообразование – образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысловой оттенок (кастрюля – кастрюлька)
Словоизменение – изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы, столом).
В связи с постоянным увеличением количества дошкольников с речевыми нарушениями проблема формирования лексико – грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Грамматические формы словоизменения и словообразования появляются у детей с речевыми нарушениями в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическими категориями заключается в медленном темпе усвоения. Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Это связано с тем, что лексическая основа слова в воспринимаемых словах выступает для ребёнка как постоянный словесный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предмета или действия. Префиксы, суффиксы, окончания представляют собой слабый словесный раздражитель и не воспринимаются детьми.
Для развития грамматического строя использую такой метод, как цветотерапия
Согласно определению, цветотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Эффективный метод воздействия его на состояние человека, которое учёные связывают с влиянием электромагнитных волн на наши органы, причём действие разных цветов оказывает специфическое влияние при различных состояниях и заболеваниях. При помощи определённых цветов можно корректировать психоэмоциональное состояние ребёнка.
Приведу психологические характеристики цвета, наиболее часто встречающиеся в разных публикациях.
Красный – цвет действия, энергии и силы. Повышает двигательную активность, работоспособность, улучшает настроение, помогает преодолеть депрессию. При восприятии цвета учащается пульс, повышается давление, углубляется дыхание. Переизбыток может привести к переутомлению, усталости, беспокойству, головной боли.
Оранжевый – тёплый и активирующий. Помогает почувствовать себя раскрепощённым, улучшает настроение, аппетит, настраивает на оптимизм, общительность, учащает пульс и дыхание, стимулирует познавательную активность, помогает развить нереализованные способности. Переизбыток может привести к самодовольству и лени.
Жёлтый – цвет уверенности, оптимизма, радости. Способствует концентрации внимания, улучшает память, обеспечивает равновесие и самоконтроль, повышает самооценку, предупреждает развитие депрессии. Переизбыток может привести к склонности к критике, нетерпимости к чужому мнению.
Зелёный – цвет равновесия и гармонии, стабильности, целостности, надежды. Стабилизирует деятельность сердечной и нервной системы, уменьшает сердцебиение, головные боли, приводит в норму давление, снимает утомление с глаз, рассеивает отрицательные эмоции, повышает аппетит. Переизбыток может привести к появлению оборонительной позиции к жизни, упрямству.
Синий – цвет вдохновения и творчества, веры и преданности. Уменьшает напряжение и боль, понижает давление, температуру, тревожность, снижает рабочую активность, улучшает сон. Переизбыток вызывает состояние тревоги и подавленности.
Голубой – цвет интуиции, эмоциональности и духовного роста, внутренней гармонии, помогает «собраться с мыслями», сосредоточиться и гасит эмоции, обладает успокаивающим эффектом, противодействует грубости, жестокости, гиперактивности. Переизбыток ведёт к переутомлению, печали, пассивности.
Фиолетовый – таинственный, мистический. Успокаивает (самый тормозящий из цветовой гаммы, благотворно влияет на сон, побуждает стремление к духовному росту и творчеству. Переизбыток ведёт к тоске и депрессии, чувству усталости.
Розовый – цвет романтичности, нежности, доброты, мягкости, комфорта и уюта. По мнению многих специалистов, помогает избавиться от навязчивых мыслей. Переизбыток способствует «уходу в мир грёз», излишней уступчивости, чрезмерной эмоциональности, самоуверенности.
Коричневый – цвет надёжности, защиты и прочности. Даёт ощущение охраняемости, снимает тревогу, дарит уверенность в себе и спокойствие. Переизбыток ведёт к разочарованию, стремлению к разрушению, недовольству.
Белый – цвет очищения, целомудренности, единения. Содержит в себе энергию преобразования, «ломает лёд» при общении, повышает самооценку. Переизбыток ведёт к неприступности, ощущению превосходства над другими.
Серый – цвет стремления к стабильности, здравомыслия, чувства меры. Способен «управлять эмоциями», расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно, способствует сну. Переизбыток ведёт к печали, депрессивному состоянию, болезни, склонности к критике.
Практический материал, направленный на формирование у дошкольников навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии.
Формирование навыков словоизменения.
Дидактическая игра: «Какой? Какая? Какие?»
Загадки.
Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
(Оранжевая морковка)
(Дети передают по кругу муляж, повторяя это словосочетание)
В шкуре золотистой
Сладкий и душистый.
(Оранжевый апельсин)
А какой ещё фрукт бывает оранжевым?
(Оранжевый мандарин)
Логосказки
«Оранжевая сказка»
Наступила осень, а девочка пошла в лес за оранжевыми листьями.
В лесу росла рябина с оранжевыми ягодами. Но девочке нужны были не ягоды, а листья. И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело оранжевым огнём, будто в лесу разожгли огромный костёр. Девочка подошла к дереву.
- Здравствуй, клён!
- Здравствуй! – прошептал клён, и несколько оранжевых листьев медленно слетели на землю
- Это мне? – спросила девочка.
- Тебе, - снова зашелестел клён, оранжевые листья закружились в воздухе и упали к ногам девочки.
- Спасибо, но зачем ты роняешь такие красивые листья?
- Я готовлюсь к зиме, - ответил клён.
И снова кленовые листья, будто огромные оранжевые бабочки, закружились около девочки. Она набрала целую охапку оранжевых кленовых листьев и принесла домой…
Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет оранжевое летнее солнце.
(Вопросы к детям по тексту сказки)
Заучивание стихотворений.
В процессе заучивания стихотворения ребёнок многократно повторяет словосочетания.
Красный шарик.
Прозрачный красный шарик
На нитке я держу,
Через прозрачный шарик
На всё вокруг гляжу.
Я вижу речку красную
И красный солнца шар
И много, много красного
Как будто всё пожар
И. Сидельникова
Зима
Белые шапки
На белых берёзах,
Белый зайчишка
На белом снегу,
Белый узор
На ветвях от мороза,
По белому снегу
На лыжах бегу.
А. Яхнин.
Физминутки.
«В зелёном лесу»
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Дети маршируют.
Зелёный листок, как флажок, я несу.
Вытягивают правую руку вперёд.
Зелёная шишка под ёлкой лежит.
Наклоняются вперёд, «берут шишку»
Зелёная музыка где – то звучит.
Прикладывают сначала правую ладошку к правому уху, а затем левую к левому.
Зелёный кузнечик в зелёной траве.
Прыгают на обеих ногах.
Играет зелёную песенку мне.
Имитируют игру на скрипке.
А. Стройло.
Графические задания.
(раскрашивание картинок, составление словосочетаний)
Игра «Почтальон»
Игровой персонаж (почтальон) приносит конверт определённого цвета с карточками, на которых изображены нераскрашенные предметы.
Дети должны догадаться, в какой цвет они будут раскрашивать картинки (он должен соответствовать цвету конверта). В процессе игры они составляют словосочетания, правильно согласовывая прилагательное с существительными.
Формирование навыков словообразования.
Д/ и: «Сложные слова»
Дети получают ленточки зелёного и жёлтого цвета и, соединив их, составляют сложные слова.
Слушай длинные слова,
В каждом слове слова два.
Ты полоски возьми,
Слово длинное скажи
(По Л. Н. Смирновой)
_ Какие два слова спрятались? (Самолёт, листопад)
Д/ и: Белые слова»
Демонстрирую детям белый дом, сделанный из картона, и предлагаю «заселить» его сложными словами, уточнив, что если слова попадают в белый дом, они становятся белыми.
Например, у человека белые зубы, значит он белозубый.
Белая борода – белобородый.
Белая грива – белогривый
Белая голова – белоголовый
Белый лоб – белолобый
Белое ухо – белоухий.
Д/ и: «Семья» с предметами - заменителями.
Детям предлагаю набор цветных кругов большого, среднего и маленького размера.
Выбрав круги определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, раскладывают на столе фигуры в порядке убывания, называя семью животных.
Например:
Серый кот Серая кошка
Белый заяц Белая зайчиха
Серый котёнок
Белый зайчонок Серые котята
Белые зайчата
Д/ и: «Чей, чья, чьё?
Из набора цветных геометрических фигур (кругов и треугольников) дети выбирают фигуры определённого цвета соответствующего окраске заданного животного, выкладывают на столе круг и называют животное, затем подкладывают к кругу треугольники и называют части тела животных, образуя притяжательные прилагательные.
Например: серый волк – серый волчий хвост, серая волчья лапа, серое волчье ухо.
Белый медведь – белый медвежий хвост, белая медвежья лапа, белое медвежье ухо.
Игра с мячом
«Скажи ласково»
Цели: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.
Оборудование: мяч, разноцветные «полянки» большого и маленького размера, изготовленные из ткани или цветной бумаги.
Ребёнок встаёт на маленькую «полянку», например, белого цвета, а педагог встаёт на большую такого же цвета и кидает мяч ребёнку, называя большой предмет. Ребёнок возвращает мяч, образуя существительное с уменьшительно – ласкательным суффиксом, согласовывая его с прилагательным.
Белый дом – беленький домик.
Белый заяц – беленький зайчик
Белая чашка – беленькая чашечка.
Игра с мячом
«Белое – чёрное»
Педагог и ребёнок встают на чёрную и белую «полянки»и называют противоположные друг другу слова.
Взрослый Ребёнок
входит выходит
подлетает отлетает
наливает выливает
Логосказка «Белая сказка»
На столе расстилается белая скатерть, расставляются персонажи сказки: зайцы и медведь.
Однажды зимой на белую снежную поляну прискакал белый заяц и стал хвастаться перед другими белыми зайцами.
- Я не заяц, а зайчище. У меня не глаза, а глазищи, не зубы, а зубищи, не усы, а усищи, не хвост, а хвостище, не лапы, а лапищи.
Тут на белую снежную полянку вышел мудрый лось, он услышал, как хвастается заяц, и очень удивился.
- Какой же ты заяц хвастунишка. Ты же маленький. У тебя не глазищи, а глазки, не зубищи, а зубки, не усищи, а усики, не хвостище, а хвостик, не лапищи, а лапки.
Стало белому зайчику стыдно, и он решил, что никогда больше не будет хвастаться.
Заучивание стихотворений.
Дети дополняют последние слова каждой строчки четверостиший, добавив глагол с нужными приставками.
Глагол шить
Красное новое платье мне (сшили)
Красный кармашек к нему мы (пришили)
Красный подол хорошенько (подшили)
Красную юбку сегодня (дошили)
Глаголы ходить или ездить
Синяя волна вновь к берегу (подходит)
Синяя волна от берега (отходит)
Синяя машина к дому (подъезжает)
Синяя машина от дома (отъезжает)
Подвижные игры.
Вечер зимний в небе синем
Дети встают со стульев.
Звёзды синие зажёг.
Встают на носки, потягиваются.
Ветви сыплют синий иней.
На подсиненный снежок.
Потряхивают руками, тихонько приседают.
Белое, белое облако
Ставят округлённые руки перед собой.
Поднялось над белой крышей.
Поднимают руки над головой.
Устремилось белое облако
Потягиваются руками вверх.
Выше, выше, выше.
Плавно покачивают руками над головой из стороны в сторону.
Белый ветер облако зацепил за тучу,
Ритмично хлопают руками над головой.
Превратилось облако в грозовую тучу.
Описывают руками через стороны вниз большой круг.
Использование перечисленных игр и заданий способствует не только совершенствованию грамматического строя дошкольников, но и содействует их сенсорному развитию.
Список используемой и рекомендованной литературы.
1. Борякова Н. Ю., Соболева А. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 1999.
2. Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
3. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. М., 1988.
4. 4. ЖуковаН. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург., 1999.
5. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. СПб., 2004
6. Парамонова Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. СПб., 2008.
7. Парамонова Л. Г. Подготовка к школе. СПб. ,1998.
8. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речию СПб. ,1998.
9. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
10. Серебрякова Н. В. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР СПб. ,2001.