Леснова Екатерина
Игровой самомассаж с использованием нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой самомассаж с использованием нестандартного оборудования
«Здоровье детей — здоровье нации!» Этот лозунг нашел свое отражение во
многих образовательных документах, в том числе и в ФГОС.
В настоящее время появляется всё больше детей с нарушениями речи, а
также с физическими и умственными отклонениями. Перед педагогами стоит
задача сохранения и укрепления здоровья детей. Одним из способов
здоровьесбережения является игровой массаж.
Игровой массаж представляет собой самомассаж лица и тела или массаж
Публикация «Игровой самомассаж с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах
спины одного ребёнка другому. Выполняется вместе с речевым
сопровождением в стихотворной форме. Направлен на укрепление мелкой и
крупной моторики рук, а также на развитие речи (интонацию голоса,
звуковысотность, дикцию) и чувства ритма.
Целью игрового массажа является преодоление речевых нарушений путём
развития и коррекции двигательной сферы, в сочетании со словом и
музыкой. А также формирование сознательного укрепления здоровья ребёнка,
за счёт активизации биологически активных точек организма.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря
которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов,
расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в
речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает
информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на
центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных
возможностей функционирования головного мозга. Игровой самомассаж
является эффективным средством совершенствования и таких психических
функций, как внимание, память (словесно- логическая, моторная, тактильная,
эмоциональная, рефлекторная, зрительно- моторная координация, а также
развитие речевой и творческой сфер.
Игровой массаж не является лечебным, поэтому не требует специальной
подготовки и может применяться в работе воспитателями, музыкальными
руководителями, логопедами, инструкторами по физической культуре,педагогами дополнительного образования. а также родителями,
заинтересованными в развитии и оздоровлении детей.
Игровой массаж спины можно разделить на 4 части:
1. Вводная часть - разогрев тела плавными движениями сверху вниз двумя
руками одновременно или попеременно.
2. Основная часть - выполнение движений: круговые движения, щипки,
постукивания, горизонтальные и вертикальные движения ладонями.
3. Заключительная - успокаивающие движения ладонями сверху вниз,
поглаживания.
4. Загадка – закрепление знаний детей по теме массажа. Дети показывают на
спине впередистоящего определённое движение, а ребёнок, на спине которого
показывают, должен отгадать, что или кого загадал товарищ.
Игровой массаж можно выполнять как по одному (самомассаж, так и в
паре (массаж спины). Если количество детей больше, то массаж спины
выполняется в колонне, при этом взрослый должен проследить, чтобы руки у
детей были согнуты в локтях, и расстояние между детьми было удобным для
выполнения массажа. Перед массажем взрослый объясняет детям, что
движения на спине нужно выполнять не слабыми, а крепкими руками, но в
тоже время следить, чтобы эти движения не вызывали неприятных ощущений
на спине ребёнка. Игровой массаж спины лучше проводить в колонне, так
как, стоя в кругу спина ребёнка искривлена и руки, выполняющего массаж
ребёнка находятся на разном расстоянии от спины, что ухудшает качество
массажа. Ребёнку, который стоит последним в колонне, массаж может
выполнять педагог. Игровой массаж спины выполняется 2 раза сначала в
одну, а затем в другую сторону. Непременным условием является постоянное
наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все
упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций
ребенка. Взрослому рекомендуется стоять рядом с колонной и показывать все
движения на одном из детей, который в свою очередь выполняет массаж на
3
«воображаемой ребёнке» или держит карточку со словами массажа, помогая
взрослому не сбиться с ритма. Речевой текст с детьми предварительно не
заучивается, а проговаривается методом «Эхо». Взрослый предлагает детям
поиграть и превратиться всем в «Эхо», которое точно повторяет всё за
педагогом : и темп, и ритм, и динамику, и звуковысотность. Чем точнее будет
ребёнок, тем лучше он сыграет роль «Эхо». Благодаря этому методу у ребёнка
развивается слух, внимание, речь и память. После того, как дети в игровой
форме хорошо запомнят слова, педагог может проговаривать текст
одновременно с детьми, а затем воспитанники самостоятельно смогут
использовать массаж не только на занятиях, но и в самостоятельной
деятельности.
Что можно использовать для массажа :
природный материал (шишки, орехи, горох, фасоль, гречка).
зубные щетки и щетки для волос.
бумага.
шестигранные карандаши, фломастеры;
"сухой бассейн"
шары - шалуны;
бросовый материал (пробочки, старые фломастеры, колпачки от них, губки для мытья посуды.)
Таким образом, если уделять несколько минут в день массажу рук и стимуляции биологически активных точек, можно добиться более быстрого эффекта в развитии не только речи ребенка, но и укрепить здоровье всего организма в целом. Большое значение имеет и тот факт, что детям очень нравятся такие минутки отдыха, они с удовольствием включаются в игру.