Аня Лаптева
Игровой лэпбук как средство речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Лэпбук как средство развития речи дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольным учреждением.
Публикация «Игровой лэпбук как средство речевого развития детей» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких дошкольников не является личностно значимой.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на формирование личности ребёнка через познавательную активность, творчество детей, через системно-деятельностный подход. Сегодня совместная деятельность ребёнка и педагога – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственные деятельности.
Таким образом, возникает проблема оптимизации познавательной активности, качественной индивидуализации обучения и развития речи дошкольников в современных условиях.
Одним из способов достижения этой цели образования является использование методического пособия - лэпбук.
«Что такое ЛЭПБУК?»
«ЛЭПБУК» – сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга»(lap- колени, book- книга). В настоящее время он широко используется в детских садах и школах Америки. «ЛЭПБУК» – представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, в которой собраны материалы в одну определенную тему. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, мини- книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находиться дидактический материал.
«ЛЭПБУК»- это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, «ЛЭПБУК» дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Использование «ЛЭПБУКА» обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.
Воспитательная функция «ЛЭПБУКА» состоит в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями.
Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с «ЛЭПБУКОМ» является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации.
Таким образом, можно сказать что ЛЭПБУК – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием может ЛЭПБУКА носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой.
«ЛЭПБУК» как форма работы привлекает тем, что:
1. Создание «ЛЭПБУКА» развивает творческие способности детей, их воображение. Он обеспечивает игровую, речевую, познавательную, исследовательскую активность воспитанников.
2. «ЛЭПБУК» помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить пройденный материал.
3. «ЛЭПБУК» хорошо подходит для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с возрастом.
4. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое время ребенок просто открывает «ЛЭПБУК» по нужной теме и повторяет материал.
Этап создания «ЛЭПБУКА» :
1. Выбор темы.
2. Составление плана будущего «ЛЭПБУКА»- необходимо определиться с элементами, подтемами.
3. Рисование макета. – это необходимо для дальнейшего оформления «ЛЭПБУКА»
4. Оформление.
Как изготовить ЛЭПБУК?
- Для работы над ЛЭПБУКОМ подходит все : и цветная бумага, цветная бумага для принтера, как вырезанные, так и самостоятельно нарисованные картинки, рукописные так и напечатанные тексты.
-Для этого нужна фантазия и разнообразный материал. Итак, для изготовления ЛЭПБУКА нам понадобиться какой-то плотный материал или картон.
- Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму книжки или шкафа, причем двери могут быть как симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой или самоклеящейся пленкой.
- Сделать различные кармашки разной формы и величины.
- В каждом кармашке – игра, или набор материалов по теме
-Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы ЛЭПБУКА.
При этом мы видим, что ЛЭПБУК — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок совместно с взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Работа над ЛЭПБУКОМ достаточно разнообразна, опирается на принцип "ничего готового детям" и создаёт условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных пока, открытий
«ЛЭПБУК»
Тема: «Овощи, фрукты, ягоды».
Предлагаю Вашему вниманию мой ЛЭПБУК по лексической теме : «Овощи, фрукты, ягоды». Это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие.
ЦЕЛЬ: Создание папки заключается, в том, чтобы:
• Закрепить или изучить с детьми знания о фруктах, овощах, ягодах.
• Продолжать учить детей рассматривать овощи, фрукты сравнивать и замечать различия по форме, цвету, вкусу.
• Формировать представления об овощах как об огородных культурах, фруктах как о фруктовых плодах.
• Изучить или закрепить понятия: один- много.
• Закрепить навыки понимания обобщающего понятия слов.
• Закрепить навыки согласования прилагательных с существительным.
• Развивать навыки составления описательного рассказа.
• Развивать умение понимать образный язык загадок.
• Способствовать развитию памяти, мышления через игру, упражнение.
• Развивать мелкую моторику.
• Воспитывать любовь к окружающему миру.
• Носит индивидуальный, парный и групповой характер в работе с детьми.
• Рассчитан на детей всех возрастных групп, как для изучения нового материала, так и для закрепления в более старшем возрасте.
В мой «ЛЭПБУК» вошли следующие элементы:
o Набор карточек с изображением фруктов, ягод, овощей.
o Конверты с пальчиковыми гимнастиками, физминутками, сказками по теме.
o Конверты с загадками, «рифмовками», небольшими стихотворениями, скороговорками.
o Дидактические игры: «Собери урожай по корзинам», «Купи в магазине по списку», «Доведи ежика до домика по фруктовой дорожке», «Собери пазлы», «Распредели овощи, фрукты, ягоды по местам произрастания», «Опиши предмет», «Четвертый лишний», «Назови общим словом», «Поварята», «Бабушкино варенье», «Волшебники».
o Конверт с картинками для составления рассказа по теме.
o Дорожки для развития мелкой моторики.
После изготовления всех элементов был создан макет, принято решение о расположении всех частей «ЛЭПБУКА».
В моей книжке-раскладушке поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать по-своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту творчества, проявляют интерес.
Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратиться к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.