Елена Захарова
Презентация «Игровая деятельность в период адаптации к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд)
Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
(слайд)
Публикация «Презентация „Игровая деятельность в период адаптации к детскому саду“» размещена в разделах
Игра является главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольников.
В чем же преимущества игры перед другими средствами расслабления:
-позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
-помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
-помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
-развивает искусство общения;
-помогает управлять своими чувствами;
-дает возможность пережить массу эмоций.
Желательно придерживаться в игровой деятельности в период адаптации определенной системности. Первоначальные игры должны быть направлены на сплочение детей друг с другом и воспитателем.
Кроме этого, игры требуют соблюдения нескольких условий: (слайд)
Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения или потешки.
В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время
игры комфортную, теплую атмосферу.
В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок).
(слайд)
В самом начале адаптации к детскому саду полезно использовать с детьми игры на коленках.
Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых (родителей, педагогов) - не только ключ к созданию нерасторжимых уз между ребенком и взрослым, ее проявления влияют также на формирование нервных связей. Отношение ребенка к себе и к окружающему миру отражается на его отношениях с родителями. Видя теплую и чуткую заботу со стороны взрослых, дети ощущают себя в безопасности и начинают испытывать доверие и привязанность к окружающим.
Дети любого возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает с ними играть.
Эмоциональное тактильное общение воспитателя с ребенком помогает второму пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть с воспитателем.
Далее можно перейти к пальчиковым играм.
Они помогают ребенку расслабиться, способствуют снятию напряжения, переключают внимание (если ребеночек плачет, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, облегчают процесс рисования, лепки, конструирования и бытовой деятельности, развивают речь.
Этап знакомства-сближения взрослого и детей в группе завершается коллективными играми. По своему характеру это игры – забавы, хороводы.
Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений.
После того как сближение детей в группе было установлено, дети могут начинать играть в совместные игры, организованные ведущим, в ходе которых происходит взаимодействие детей по той или иной роли, или по правилам.
Это в основном подвижные игры с правилами и игровые ситуации максимально приближены к типовым сюжетам из реальной жизни. Детям очень нравятся такие игры, так как они адаптированы для наглядно-действенного мышления, а уже
налаженный, благодаря проведению вышеизложенных игр, контакт со сверстниками сглаживают возникающие конфликты по поводу игрушек.
В этих играх дети взаимодействуют друг с другом посредством предмета, роли и правила, усваивают их, возникают новые способы взаимодействия друг с другом, развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, вариативность игровых действий, действий в воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета-заместителя, гибкости в изменении функции и названии предмета.
В период адаптации необходимо, по возможности, подбирать специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией:
-хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;
-затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, например - нанизывание шариков на шнур, соединение деталей крупного конструктора "Лего", игра резиновыми игрушками-пищалками;
-сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, музыкальные игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры;
-лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, куклы Бибабо, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички;
(слайд)
В период адаптации детей к детскому саду необходимо исключить однообразие жизни детей, внести в нее разнообразие, яркие эмоции с помощью игровой деятельностью.