Васильевская Надежда
Конспект мастер-класса для воспитателей «Игровая деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу использования различных игр для осуществления гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
- дать представление об актуальности проблемы гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- продемонстрировать варианты игр, способствующих воспитанию гражданско-патриотического сознания дошкольников.
Ход мастер-класса
Теоретическая часть.
Слайд 2
Публикация «Конспект мастер-класса для воспитателей „Игровая деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
В своем выступлении мне хотелось бы осветить проблему гражданско – патриотического воспитания дошкольников.
Актуальность данной темы в наши дни не вызывает сомнений. Объясняется это тем, что сегодня в нашем обществе особенно ярко прослеживается крушение идеалов, нравственных и духовных ориентиров.
Грамотный подход к гражданско-патриотическому воспитанию на уровне ДОУ накладывает отпечаток на нацию в целом, ведь уже с дошкольных лет начинает свое становление законопослушный гражданин, человек, осознанно и активно исполняющий свой гражданский долг.
Слайд 3
Само понятие гражданско – патриотического воспитания довольно обширно по своей сути и предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Российской Федерации, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе и основы экологического воспитания.
Любовь к родному дому, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
Слайд 4
1. Для начала, я предлагаю вам вспомнить предметы, которые по-вашему мнению, в мире считают неофициальными символами России.
Берёза, валенки, самовар, балалайка, матрешка, медведь, шапка-ушанка.
А теперь поднимите руки те, кто пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке, приобретает в качестве подарка матрёшку.
Мы с вами убедились, что считая эти предметы символами России в современном мире, они стали историческим прошлым страны.
2. Назовите государственную символику России (флаг, герб, Гимн)
Верховажья (флаг, герб)
-Как вы думаете, почему они зелёного цвета? (зелёный цвет символизирует богатую, северную природу, а также зелёный цвет- символ надежды. радости. изобилия.
- Голубая перевязь- символизирует реку Вагу, самую большую реку в районе. С рекой Вагой связано становление села Верховажья и многих деревень.
- Синий цвет- символ возвышенных устремлений.
-Глухарь- символизирует богатство природы Верховажского района
-Пшеничный сноп, меркурьев жезл символизирует Алексеевскую ярмарку, проходящую в с. Верховажье
Герб Верховажья- в левом углу на малиновом фоне нарисован герб Вологодской области.
На гербе изображён позолоченный шар с крестом- это символ власти и государственности.
Десница с мечом- это символ справедливости, защита Отечества.
Наверху десницы с мечом расположена корона- символ достоинства и власти.
Слайд
3. Игра «Россия». Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат ручки и листы бумаги. Придумайте ассоциации на каждую букву слова Россия, записав его в столбик. 2 минуты на выполнение задания. Кто хочет прочитать свои ассоциации? Спасибо.
Р - родная, Родина, Русь, русская
О – особая, одна, огромная
С – сильная, смелая, страна
С – свободная, славная, стойкая
И - искусная, историческая, идеальная
Я - ясная, яркая.
Слайд
4. Игра «Наполним душу ребёнка» - Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
- Давайте будем класть цветные камушки в вазу говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка., чтобы у него был богатый духовный мир, чтобы он любил свою Родину.
Педагог кладё т первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю)
- Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.
Уважаемые коллеги, выполняя данное упражнение, мы тем самым определили примерный перечень разделов по патриотическому воспитанию детей.
Слайд
5. Игра «Солнце Родины».
Пред вами солнце, которое освещает нашу жизнь на нашей Земле. Давайте честно ответим на вопрос: «Что нам даёт наша Родина?» (какие права) Ответы мы запишем на солнечных лучах (бесплатное образование, медицина, мир, работающую конституцию, охрану, независимость, право на отдых, свободу слова, право на труд, свободу вероисповедания, обеспечение старости, право избирать и т. д.)
Мы с вами читаем много сказок и часто встречаются в сказках ситуации, в которых нарушаются права тех или иных персонажей. Сейчас я проведу викторину
6. Викторина «Какие права нарушены у литературных героев».
1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Кот лиса и петух», «Муха Цокотуха»)
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? «Три поросёнка», «Заюшкина избушка»)
3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка –путешественница»)
4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)
5. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)
6. В какой сказке нарушено право ребёнка на отдых и развлечения? (Золушка)
7. В какой сказке был совет воспользоваться правом на бесплатное образование (Приключение Буратино»)
Слайд
7. Подвижные народные игры
Пол, нос, потолок Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь, скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок».
Делайте это не торопясь.
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».
«Угадай у кого пуговица» В качестве подготовки к игре возьмите пуговицу, проденьте в нее леску или проволоку и сделайте кольцо такой величины, чтобы дети могли сесть вокруг этого кольца и взяться за него руками.
Один из игроков – ведущий, он находится вне круга.
По сигналу дети начинают передавать друг другу пуговицу по проволоке таким образом, чтобы ведущий не догадался, у кого она в данный момент.
Кого поймают с пуговицей в руке – тот водит в следующий.
Игра «Ха-ха-ха» Это очень простая игра, и, что самое главное, в нее никто не проигрывает. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться.
Дети садятся или становятся в круг, и один из игроков произносит как можно более серьезно: «Ха!».
Следующий говорит: «Ха-ха!», третий – «Ха-ха-ха!», и так далее.
Тот, кто произнесет неправильное количество «Ха» или засмеется – выбывает из игры.
Игра продолжается, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить оставшихся в кругу игроков (только не дотрагиваясь до них).
Кто засмеется последним – победил.
Игра «Колечко» очень понравилась детям.
Слайд
Дидактические интерактивные игры
7. Тренинговое упражнение «Согрей птичку».
Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь и подарить кому –нибудь теплоту и нежность своего сердца.
Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди…. И выпустите птичку на волю
Я надеюсь, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что –то нужное и новое.
Благодарю вас за активность, за положительные эмоции нашей с вами деятельности.
Слайд
В заключение, хочется отметить, что патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование помимо игры других разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Спасибо за внимание!
Список информационных ресурсов:
1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. - М. : Перспектива, 2019.
2. Писарева, А. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ / А. Писарева. - М. : ТЦ «Сфера», 2021.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023.