Светлана Заварухина
Консультация «Играй вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Семицветик»» городского округа город Шарья Костромской области
Играйте вместе с детьми.
Подготовили: воспитатель
Заварухина Светлана Юрьевна,
воспитатель
Кольцова Елена Анатольевна
Шарья, 2018
Играйте вместе с детьми.
Это важно знать.
Публикация «Консультация „Играй вместе с детьми“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Всё чаще слышится со стороны молодых родителей: «Не знаешь, чем вечером занять ребенка. Уж каких только игр и игрушек не купили.» Что ребенок любит играть знают все родители, но не все при этом задумываются, какого воспитательное значение детских игр. Многие считают, что игра служит ребенку для развлечения, для забавы. Другие видят в ней одно из средств дошкольника от капризов, шалостей, заполнением его свободного времени, что бы он был при деле. Игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, в которую проходит его психическое развитие и формируется личность ребенка в целом.
В жизни взрослых детей привлекает не только внешняя сторона, но и внутренний мир, взаимоотношение между взрослыми, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к близким, самому ребенку. Интересует детей отношение взрослых к труду, окружающим предметам. Те родители, которые играют с детьми, наблюдают за игрой, видят, как часто они подражают родителям: манере обращаться к окружающим, их поступкам, трудовым действиям. Всё это приводит к накоплению их жизненного опыта поведения, и формы отношения. С накоплением жизненного опыта ребенок начинает отражать в играх не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им, но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов. Эти образы ребенок создает по представлению, значит, он включает умение фантазировать, рассуждать…
Однако дети старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть без руководства со стороны взрослого. Не все дети могут применять имеющиеся у них знания. Умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Для начала взрослому можно взять главную роль на себя, затем по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль.
Дети 2 – 4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперед машинку, не находя ей большего применения, он ее быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно. Развитие самостоятельности во многом зависит от того как организованна жизнь ребенка в игре. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, укрепляют веру в свои силы, удовлетворяют потребность в общении с близкими. В глазах детей растет авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, с ним и любовь к близким.
Правила поведения для родителей
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи!
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».
Игрушка в жизни ребенка
Одно из важных педагогических условий- подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из -под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др., двигательные (различные каталки, коляски, мячи, спортивные игрушки,строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрешки, настольные игры).
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, но и на педагогическую целесообразность. Для мальчиков и девочек игры с мягкими игрушками, куклами в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т. п., дают возможность заботиться о ком-то. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности. Лото, домино, парные картинки- открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы, учат выдержке, терпению.
Весьма ценными являются игры с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением разговаривать. Они дают детям возможность самостоятельно разыгрывать знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участия родителей в играх детей может быть разным. Если игрушку только купили, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Когда опыт ребенка истощается игрушка становится ему не интересной. Вот здесь то и нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать его. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера, вселяет ребенку уверенность в том, что его понимают с ним хотят играть.
Помните: ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодное для малыша. Чем больше минут в обществе близких ему людей проводит ваш ребенок, тем больше общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Советы для родителей.
Если вы хотите своему ребенку купить новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. Игрушка должна быть:
1. безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана);
2. эстетичной на вид;
3. соответствовать возрасту;
4. многофункциональной (чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей.
Дорогие родители! Напоминаем вам, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой.
Поиграем!
Вот несколько игр, которые можно провести дома.
«Найди игрушку»
Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на, за, между, в, у… и т. п. Потом поменяйтесь ролями.
«Чего не стало?»
Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:
Игрушек стало больше или меньше?
Какие игрушки исчезли?
Какими они были по счету?
«Назови соседей»
Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.
«Кто знает, пусть дальше считает»
Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями. «Найти столько же»
Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.
«Что будет, если…»
Взрослый задает детям вопросы по своему выбору.
• Что будет, если повара перестанут готовить пищу?
• Что будет, если врачи перестанут лечить людей?
• Что будет, если учителя перестанут учить детей?
• Что будет, если строители перестанут строить дома?
• Что будет, если архитекторы перестанут создавать новые проекты зданий?
• Что будет, если все водители откажутся сесть за руль?
• Что будет, если дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?
«Найди причину»
Взрослый начинает предложение, дети его заканчивают.
• Сшитое платье было слишком длинным, потому что…
• После посещения врача Сережа быстро пошел на поправку, потому что…
• Покупатель поблагодарил продавца за товар, потому что…
• В городском парке засохли на клумбах все цветы, потому что…
• Дом сгорел до основания, потому что…
• Вещи и люди во время пожара были спасены, потому что
• Нарушитель на границе был быстро пойман, потому что…
• Во время землетрясения многие люди были спасены, потому что…
• Люди, попавшие в автокатастрофу, были спасены, потому что…
• Урожай пшеницы успели убрать до дождя, потому что…
• Все коровы похудели и стали давать мало молока, потому что…
«Лишнее слово»
Ребенок должен на слух определить лишнее слово из группы слов, произнесенных взрослым.
Вы говорите ребенку: «Я сейчас скажу несколько слов, одно из них – лишнее. Скажи мне, какое?»
Вопросы:
1. Самолет, поезд, катер, трамвай, улитка, вертолет.
2. Яблоко, груша, лимон, камень, вишня, клубника.
3. Дождь, снег, град, озеро, роса.
4. Брюки, юбка, пальто, куртка, подушка.