Алина Сайпулаевна Мухтарова
Консультация «Играем в театр — познаем мир»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр.
Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика.
Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое. Замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но и когда самодеятельный детский театр входит в повседневную жизнь ребенка, посещающего дошкольное учреждение.
Публикация «Консультация „Играем в театр — познаем мир“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно — прикладного искусства.
Но самое главное — это праздник, эмоциональный всплеск, восторг.
Постановка проблемы:
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.
В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
Перед педагогами возникают проблемы:
- Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?
- Как заставить их душу трудиться?
-Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?
- Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 2-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Наблюдение за детьми в самостоятельной игровой и в непосредственной организованной деятельности показало низкий уровень речевого развития, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать друг с другом, а также неумение передать свои эмоции и понять эмоциональное состояние сверстников.
Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Поэтому так важно, чтобы у дошкольника преобладающим было радостное настроение.
Главным источником удовольствия и радости являются активная деятельность ребенка, общение с близкими ему взрослыми и детьми. Поэтому и дома и в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия для удовлетворения и укрепления самой естественной его потребности в разнообразной деятельности: смотреть, слушать, двигаться, в процессе чего происходит всестороннее развитие. Ребенок все шире и глубже знакомится с окружающим его миром.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого познавательно - речевого проекта : «Играем в театр – познаем мир!»
Актуальность проекта:
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет
развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.)
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Важное место в данном проекте занимает познавательно – речевое развитие, что так важно для детей с нарушениями речи. Ведь невозможно переоценить роль родного языка в восприятии окружающего мира детьми. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Созданный нами проект позволит организовать воспитательно – образовательный процесс таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий их мир, умели устанавливать взаимосвязи, и что самое главное, могли применить полученные знания в своей практической деятельности.
Проект предполагает расширить представления родителей о том, что совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Она поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента.
«Преодоление трудного начинается с легкого,
осуществление великого начинается с малого,
ибо в мире трудное образуется из легкого,
а великое – из малого».
Лао-Цзы
Методический паспорт проекта:
Тип проекта: информационный, познавательно – речевой, творческий.
Вид проекта: групповой
Участники проекта: воспитатели, дети (3 - 4 лет, родители, учитель – логопед, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: с 01.02.2019 по 16.04 2019гг.
Материально-техническое обеспечение:
- учебно – методическая, художественная литература, иллюстрации;
- компьютер, телевизор, DVD – диски с мультфильмами и играми;
- атрибутика для сюжетно – ролевых игр, дидактические игры.
Цель проекта:
Приобщение детей к театральной культуре, посредством театрализованной деятельности.
Создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности на протяжении всего образовательного проекта.
Задачи проекта:
Для детей: коррекционно – образовательные:
Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
Учить детей различным средствам импровизации.
Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
Привлекать детей к драматизации небольших произведений.
Учить передавать в движениях повадки животных, создавать игровые образы, прививать коммуникативные качества, умение двигаться в характере музыки.
Учить выразительно читать отдельные строки драматизации.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.
Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
коррекционно – развивающие:
Развивать диалогическую речь детей.
Развивать коммуникативные навыки и способствовать расширению речевых возможностей детей.
Способствовать развитию интереса, любознательности, познавательной мотивации, творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
коррекционно – воспитательные:
Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к окружающей действительности.
Для педагогов:
Повысить уровень творческой компетентности и театральной культуры педагогов.
Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса.
Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей в эстетическом воспитании детей.
Ожидаемый результат:
Сегодня процесс обучения – это поиск и сотрудничество. Он строится на основе деятельного подхода с принципом интеграции. Интеграция образовательных областей и комплексно выстроенная система мероприятий позволит:
Развивать детей по всем направлениям образовательных областей.
Значительно расширить представления детей о театральной культуре путем обучения детей пользоваться настольным и пальчиковым театром;
Создать предметную среду, способствующую развитию у детей театральной культуры.
Активизировать и расширить речевые возможности детей;
Сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
Раскрыть возможности, исследовательские и творческие способности детей через постановку сказок, обыгрывание песенок, потешек;
Сплотить детский коллектив;
Повысить уровень информированности родителей по вопросам воспитания детей для приобщения их к театральной культуре;
Оптимизировать детско-родительские отношения.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
2 этап - основной, организационно-практический
3 этап - заключительный
Принципы реализации проекта:
системности;
интеграции;
комплексности; (Реализация принципа комплексности осуществляется взаимосвязью в работе воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, специалиста по изобразительной деятельности.)
преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи;
общедидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.
Формы работы с детьми:
организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
организация совместных с родителями мероприятий;
организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
Открытые показы занятий и театральных представлений.
Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Итоговое мероприятие (форма, название) : инсценировка сказки «Репка» для родителей.
Описание проекта:
Проект разработан для детей младшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №5 "Родничок"
Созданный нами проект базируется:
- на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Реализация проекта проходила в 3 этапа. На каждом этапе была предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования реализация проекта осуществлялась в пяти образовательных областях. Педагогами была выстроена система занятий в каждой области. Образовательная деятельность постепенно усложнялась и была органически связана с мероприятиями повседневной жизни – а это оптимальный путь обеспечивающий познавательное, интеллектуальное, речевое и личностное развитие. Выбранные педагогами формы и методы работы оказались ценными для познавательного и речевого развития.
Родители и другие члены семьи были активно вовлечены в совместную деятельность с детьми и педагогами. Это позволило сделать образовательно - воспитательный процесс открытым, испытать родителям чувство сопричастности и удовлетворение от своих успехов и достижениях ребёнка.
План реализации проекта:
Подготовительный этап. Февраль 2019г.
В систему работы по организации театрализованной деятельности входят : проектирование предметно-пространственной среды, планирование и реализация, взаимодействие с родителями, детьми и педагогами, социумом (посещение тематических выставок, театра, библиотеки).
Задачи подготовительного этапа:
Анализ ситуации; определение основной цели: становление начал театральной культуры у детей, через познавательно – речевое развитие;
Изучение литературы по теме; интернет сайты.
Выявление представлений детей о театре,
Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов.
Подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации).
Оформление выставки «театральный сундучок»
Подготовка предметно пространственной среды является очень важной составляющей театрализованной деятельности, и для того, чтобы она была успешной, необходимо, чтобы среда обеспечивала все интересы и задачи по приобщению детей к театру. При ее построении необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, интересы, склонности, предпочтения, а также развитие любознательности и творческих способностей.
(В театральной зоне должны находится также разнообразные виды театра (настольный, перчаточный, пальчиковый, обеспечивающие тесную взаимосвязь интересов и склонностей ребенка с его возможностями и потребностями, -- это будет обеспечивать его свободу выбора (как в средствах, так и в способах). Также, в уголке должно быть множество декораций и атрибутов к играм-спектаклям, это позволит развивать в детях исследовательский интерес, любознательность, творческую инициативу).
Привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;
2. Основной, организационно - практический этап. Март – апрель 2019г
Задачи основного, организационно - практического этапа:
Проведение образовательной деятельности с детьми по проекту педагогами и родителями, согласно плану (в течение дня и во время проведения режимных моментов);
Оформление выставки видов театра «Театральный сундучок»;
Консультации для родителей «Чем хороши театральные игры для детей», «Играем в театр дома», «Детей учит то, что их окружает», «Какие сказки читать ребенку на ночь», «Сказка в жизни детей», «Как воспитать юного театрала», «Читаем с выражением», «Поиграем в настроение» и др. ;
Привлечение родителей к чтению и разыгрыванию по ролям детских сказок и потешек.
Домашние задания (чтение определенных сказок и заучивание (проговаривание) диалогов героев, песенок).
Содержание деятельности
Один из путей повышения эффективности реализации проекта состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Театрализованная деятельность в детском саду включается в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, а также помогает выполнению задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Образовательная область – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Формы и методы работы
Задачи
Непрерывная образовательная деятельности.
Ознакомление с окружающим миром:
«Знакомство с волшебным миром театра»
«Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи»
Знакомить детей с миром театра, вызвать интерес к театральной деятельности, создавать теплую, доброжелательную атмосферу взаимодействия педагога с детьми;
Развивать разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
Развивать память, обучать умению планировать свои действия для достижения результата.
Игры со строительным материалом «Построй домик для Петушка и его семьи».
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
Рассматривание различных видов театра
Познакомить детей с пальчиковым театром. (Чтение потешки «Белка»)
Рассматривание театральных наборов «Театр настольный»,
«Кукольный театр»;
«Театр на ложках»
Создать интерес к различным видам театра.
Рассказать о способах действия с элементами театра.
Дать детям знания о разновидностях театра «Театр настольный», «Кукольный театр».
Учить детей правильно называть их и находить различия между видами театра.
Учить элементарным приёмам кукловождения; учить владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д.)
Наблюдения на прогулке.
«За птицами»,
«За кошкой»,
«За деревьями» и др.
Наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
Обучение детей на примере конкретных природных объектов. Проведение сезонных наблюдений.
Наблюдения за живой и не живой природой.
Дидактические игры, просмотр и обыгрывание русских народных сказок.
Настольный театр (Первый месяц
показ воспитателя, обыгрывание РНС)
«Короб со сказками», «Знакомые герои», «Угадай из какой сказки»
Дидактические игры и упражнения:
«Веселый - грустный», «Покажи настроение», «Помоги развеселить», «Собери сказку», «Расскажем сказку вместе» «Почему грустный (веселый, удивленный, уставший, и т. д.)», «Расскажем сказку вместе».
Игры-ситуации:
«В гости к нам пришел зайчонок», «У медвежонка День Рождения», и др.
Драматизация РНС: «Репка»
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жестов.
Воспитать устойчивый интерес детей заниматься театрально-игровой деятельностью.
Развивать диалогическую речь, запоминать правильное произнесение всех звуков.
Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Формы и методы работы
Задачи
Чтение художественной литературы. (Февраль - апрель)
Чтение русских народных сказок, пересказ отрывков либо полностью сказок с помощью взрослого.
Чтение произведений: С. Маршака «В театре для детей», Г. Лагздынь «Замечательная репка», В. Шипунов «Репка», В. Берестов «Рука-артистка», отрывок из книги Г. Шалаевой «Правила поведения для воспитанных детей. Театр»
Игры-загадки
«Угадай, о ком я говорю?», «Кто позвал?»
Формировать внутренний мир ребенка.
С помощью чтения художественной литературы повышать грамотность, развивать речь, увеличивать словарный запас.
Содействовать развитию монологической и диалогической речи;
Овладевать выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;
Обогащать словарь.
Заучивание стихотворений, загадок, потешек.
«Репка», «Наши уточки с утра», «Курочка ряба», «Котик серенький», «Руковичка», «Идёт коза рогатая», «Колобок»;
Совершенствовать умение играть совместно со сверстниками, общаться в игре, повторять слова за воспитателем, заучивать этюды, потешки, слушать сказки, отвечать на вопросы, расширить словарный запас детей.
Речевые упражнения на обогащение словарного запаса
«Один-много», «Назови ласково», «Большой-маленький, «Подскажи словечко»
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
Упражнения на интонационную выразительность:
«Я - хитрая лиса», «Я - грустный заяц».
Игра-разминка для голоса «Весело – грустно» и т. д.