Наталья Прудиус
Мастер-класс для педагогов «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания»
▼ Скачать
Мастер-класс
«Игра как средство нравственно-патриотического воспитания»
Цель: познакомить педагогов с играми по патриотическому воспитанию.
Задачи:
— вызвать желание у коллег использовать народные игры в работе с детьми
— создать положительный эмоциональный настрой.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игра как средство нравственно-патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас на нашем мастер - классе. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего мастер класса я предлагаю вам собрать из фрагментов пословицы. (На столе разложены фрагменты пословиц).
Перед вами лежат по 2 половинки пословицы. Вам нужно составить из них целые пословицы.
• Родительское слово мимо не молвится.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Ребенок без матери — что стол без скатерти.
• Со своими детками до времечка, а с внучатами — до гробовой доски.
• Маленькие дети — руки болят, большие дети — сердце.
• Птицы в гнезде до осени, а дети в дому до возраста. (семейное воспитание)
• Добрый человек добру и учит
• Город – царство, а деревня – рай.
• О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
• Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
• Где река глубже, там она тише.
• Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.
(нравственное воспитание)
• Родной край - сердцу рай.
• Родина мать, умей за нее постоять.
• Человек без Родины, что земля без семени.
• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
• Родная земля и в горсти мила.
• На чужбине и калач не в радость, а на родине и ч рный хлеб в сладость.
(патриотическое воспитание)
О каком воспитании говорят пословицы - (семейное воспитание, (нравственное воспитание, (патриотическое воспитание).
- Итак, уважаемые коллеги, теперь можно сделать вывод, о чём мы сегодня будем с вами говорить. О нравственно-патриотическом воспитании.
Тема моего мастер класса : «Игра - как средство нравственно- патриотического воспитания»
Ещё недавно нам казалось, что вопрос патриотизма в нашей стране давно решён. И вот теперь мы сталкиваемся с явлением, которые каждого честного человека глубоко ранят. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют чётких очертаний. Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появиться этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России. В своей группе для воспитания нравственно-патриотических качеств, провожу с детьми игры. Актуальными для старшего дошкольного возраста являются игры сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и дидактические игры. В сюжетно-ролевой игре мы взаимодействуем с детьми через окружающую жизнь, через обыгрывание литературных произведений. В подвижных играх мы развиваем у детей активно двигательную деятельность, приучаем соблюдать правила поведения. Через театрализованные игры мы учим детей имитировать характерные действия персонажей. Но особо хотим уделить внимание дидактическим играм, которые способствуют умственному, нравственному, эстетическому развитию.
Существует большое количество разнообразных игр, нацеленных на развитие гражданской позиции у молодого поколения. Я предлагаю вам игру, которая называется «Ассоциация».
Описание: на каждую букву слова Россия, необходимо назвать ассоциацию: какая первая буква в слове Россия….- теперь назовите слова.
Р - родная, родина, Русь, русская
О - особая, одна, огромная
С - сильная, смелая, страна
С - свободная, славная, стойкая
И - искусная, историческая, идеальная
Я - ясная, яркая, я. А вот мой вариант.
Данная игра даёт представление педагогу о сформированности у детей понятий патриотической направленности.
Одним из интересных упражнений, которое хорошо воспринимается детьми разного возраста, является игра «Угадай право».
На экране указаны права человека, вам необходимо сопоставить данные права с фрагментом из песни.
1. Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу). Какое право обозначено в данной песне. - право на отдых
2. (в траве сидел кузнечик). Как вы думаете, о каком праве идёт речь в данной песне?- право на жизнь.
3. песня (По секрету всему свету расскажу)- право не на распространение информации.
4. песня (Буквы разные писать)- право на образование.
5. песня (А может быть ворона) - право на собственное мнение.
6. песня (Три поросёнка) - право на жилище.
7. песня мамонтенка - право жить и воспитываться в семье.
Следующая игра Юный детектив :
Определите по описанию героя сказки:
• Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок) (слайд 5)
• Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса) (слайд 6)
• Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т. е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка) (слайд 7)
• Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заюшкина избушка)
(слайд 8)
Данные игры используются на воспитательных мероприятиях, помогают детям закрепить знания о правах человека.
Вы все люди достойные, умные, и мудрецы говорят: «хочешь изменить мир - начни с себя».
Перед вами «Древо честности». Я предлагаю сорвать с него по плоду и честно ответить хотя бы для себя на вопрос: «Когда в последний раз я…»
- испытывал гордость за свою страну;
- сделал что – то хорошее для своего родного края;
- испытывал гордость за свой народ;
- соблюдал обычаи своего народа;
- отстаивал честь своей Родины;
- был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания;
- радовался и смеялся от души на своей Земле;
- посадил дерево.
Детям можно задавать ещё другие вопросы. Вот мы с вами честно для себя признались, что мы действительно гордимся своей страной и что, только от нас зависит процветание нашей страны.
Следующую игру, которую можно предложить детям называется «Синквейн». Давайте вспомним, что такое синквейн.
Синкве йн — пятистрочная стихотворная форма
Предлагаю ознакомиться с правилами. (слайд)
Теперь давайте вместе составим синквейн к слову «Патриот» «Россия»
Слово «Патриот» - существительное, тема синквейна.
Честный, отважный – 2 прилагательных, описывающих тему.
Трудится, творит, борется – 3 глагола: действия, которые производит существительное.
Любит свою Родину – передающее отношение к существительному, крылатое выражение.
Гражданин – синоним существительного или ваше отношение к этому слову.
А сейчас мы вам предлагаем сыграть в русскую народную игру “Плетень”
Есть старинная игра, называется “Плетень”.
Нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень.
Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем и опять играть начнем.
Участники строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест на крест. По сигналу первая шеренга идет на встречу
второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на
первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги. Правила игры. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.
Давайте мы с вами поиграем в игру «Наполним душу реб нка». Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую
жизнь человека. А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу «разноцветными камнями», которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою родину. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу реб нка.
Педагог кладё т первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю).
Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа реб нка.
А дети наполняют сосуд и называют, какие положительные качества хотят иметь.
С помощью игр мы формируем у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируем и углубляем знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Рефлексия
Надеюсь, что показанные нами игры помогут Вам в осуществлении благородного дела - воспитания граждан нашей Родины - России.
В заключение своего мастер-класса, я предлагаю вам, выбирая начало фразы, высказаться одним предложением, по поводу прослушанного.
Сегодня я узнала, что…
Было интересно…
Я выполняла задания….
Я поняла, что ….
Я приобрела…
У меня получилось….
Я попробую….
Меня удивило….
Мне захотелось….
Спасибо вам за общение! (слайд 14)
Желаю вам в дальнейшем успехов в профессиональной деятельности, здоровья, удачи.