Рац Эльвира
Игра как средство формирования элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство формирования элементарных математических представлений
Рац Э. Г., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3»
п. Кромы Орловской области
Для успешного освоения Программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и осознано мыслить. Исходя из требований ФГОС ДО, в целях реализации Программы ДОУ, обучение детей дошкольного возраста проходят в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Публикация «Игра как средство формирования элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
• Формировать приемы мыслительной деятельности;
• Развивать умения обобщать, сравнивать, классифицировать;
• Развивать память, речь, воображение, эмоции;
• Формировать настойчивость, терпение, творческий потенциал личности;
• Развивать мелкую моторику;
• Воспитывать эмоциональный настрой к игре.
Реализация опыта представлена дидактической системой работы по развитию логического мышления у дошкольников на математических занятиях в детском саду, а также игры можно использовать дома. Новизна опыта состоит в создании современных дидактических игр, изготовлении «Лэпбука» на основе адаптированной технологии Татьяны Пироженко. «Лэпбук» удивительный инструмент образования, сделанный вручную, и отвечающий современным требованиям:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся;
- возможность использования игр не только в совместной организованной деятельности с педагогом, но и в самостоятельной.
«Лэпбук» на тему «Изучаем время суток» (формирование временных и пространственных представлений, в него вошли несколько игр:
1. «Расставь по порядку» (для детей младшего возраста)
Цель: Учить детей расставлять по порядку части суток, при этом называя их; закреплять знания частей суток, их последовательность; развивать речь у детей.
Материалы и оборудование : Часы - изготовленные из картона, разделённые на 4 сектора, разрезанные на части ( картинки: утро, день, вечер, ночь).
Задание: Ребёнок должен из разрезных частей собрать часы по порядку, называя части суток.
2. «Кто в домике живёт?» (для детей младшего возраста)
Цель: Упражнять детей в умении различать части суток; пополнять знания о действиях людей в различные части суток; развивать воображение, создавать образ на основе зрительного и слухового восприятия.
Материалы и оборудование : Изготовленные картонные домики разного цвета (утро-жёлтый домик, день-белый домик, вечер-синий домик, ночь-чёрный домик); сюжетные рисунки с изображением действий детей в разные части суток.
Задание: Каждый ребёнок получает картинку с изображением действий людей (детей) в разные части суток. Ребёнку необходимо назвать какое действие выполняет человек, и вставить картинку в соответствующий кармашек.
3. «Мой режим дня» (для всех возрастов)
Цель: Развивать у детей речь, мышление: учить составлять предложения по картинкам, рассказывать о том, что делает ребёнок в любое время суток, учить называть не только предметы, а также действия. Закреплять знания о сутках.
Материал : Набор картинок.
Задание: Ребёнок рассказывает по картинке то, что видит.
4. «Определи время по часам» (для детей старшего возраста)
Цель: Учить детей определять время, когда это может происходить.
Материалы и оборудование : Часы со стрелками, изготовленные из картона; картинки, где люди выполняют действия.
Задание: Ребёнок выбирает картинку и говорит то, что видит на ней. Затем он называет, когда это действие происходит: утром, днём, вечером или ночью. Кладёт картинку, и наводит стрелку часов.
5. Познавательное развитие (для детей старшего возраста)
«Хочу всё знать»
Цель: Дать детям общие понятия о том, из чего состоят часы (стрелки, циферблат); развивать память при заучивании стихотворения; речь при объяснении значения пословицы; внимание при выполнении задания.
Материал : три карточки - «Секунда», «Минута», «Час», где написаны стихотворения, пословицы, задания.
6. Загадки «Время суток»
- Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток … (утро)
- Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (день)
- День прошёл. Садится солнце.
Сумрак медленно крадётся.
Зажигайте лампы, свечи –
Наступает тёмный … (вечер)
- На дворе темным – темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка –
Значит, наступила … (ночка)
7. Выполни задание.
«Определи, какое это время суток»
Задание: рассмотри внимательно рисунки и скажи, что делают утром, днём, вечером. ночью.
Эти дидактические игры можно включать в ход самого занятия или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. А также игры можно использовать для организации самостоятельной деятельности детей, со всем коллективом воспитанников, с подгруппами или индивидуально.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.