Лейсян Ахатова
Игра есть потребность растущего ребёнка его психики, интеллекта, биологического фонда
▼ Скачать + Заказать документы
Век информационных технологий окружил нас гаджетами, но успешность любого человека в обществе определяется его умением владеть собой, действовать в команде, управлять вниманием и учитывать интересы других людей. И эти качества уже с самого раннего детства можно вырабатывать с помощью тренировок в играх. Особенно важно это для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Игра есть потребность растущего ребёнка его психики, интеллекта, биологического фонда» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Изучая формы и методы психокоррекционной работы с детьми ОВЗ, я как то наткнулась на статью, о том, что прежде чем экспериментировать с новейшими психологическими «инструментами», стоит заглянуть в историю собственного народа. В этой статье очень интересно и подробно описывалось о больших и результативных возможностях применения национальных игр и традиций не только как способ развлечения, но и как способ развития и даже коррекции поведения детей.
В статье было предложено очень много разнообразных народных игр, которые могут успешно применяться для работы с детьми, имеющими особенности развития.
Предлагаю рассмотреть несколько и разобрать их влияние на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка.
Например, игра «Бабушка Федора» : дети встают вокруг ведущего и ходят по кругу, распевая прибаутки:
У Федоры, у старушки, было семь сыновей
И все без бровей.
Вот с такими глазами,
Вот с такими ушами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели,
Делали вот так!
При этом ведущий показывает движение, соответствующее строчке прибаутки, а игроки стараются его повторить. Тот, кто лучше скопировал движение, назначается следующим ведущим. Эффект „отзеркаливания“, то есть копирования действий, располагает участников к общению и построению доверительных отношений. Кроме того, при разной сложности игровых действий у детей развивается координация движений, нарабатываются умения видеть со стороны эмоции и действия другого человека.
Игра «Палочка» поможет развить у ребенка слуховое восприятие, мотивирует к дальнейшему общению. Игроки встают в круг, выбирают ведущего. Ему завязывают глаза, а дети идут по кругу и разговаривают с ведущим:
— Кот, кот, где стоишь?
— На печи!
— Что пьешь?
— Квас!
— Лови три года нас!
Дети останавливаются. Ведущий касается игрока палочкой и спрашивает: «Ты кто?» Ребенок отвечает: «Мяу!» Ведущий по голосу должен угадать, кто дал ему ответ. Касание сзади по плечу или спине — очень распространенное нейропсихологической практике упражнение, оно укрепляет межполушарное взаимодействие мозга, установление нейронных связей между перцептивным восприятием и ответом на него.
В игре «Кот Васька» игроки сидят на лавочке, перед ними ведущий в образе кота прогуливается, а дети поют:
Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки беленький.
Бегает умело он,
Прыгает стрелой.
Ведущий садится на лавку и «засыпает». Дети продолжают:
Глазки закрываются:
Спит иль притворяется?
Зубки у кота — острая игла.
Игроки подходят к ведущему:
Только детки подойдут,
Серый Васька тут как тут.
Ведущий догоняет детей.
Если внимательно следить за игроками, то можно выстроить целую социометрическую картину группы: увидеть лидера, аутсайдеров, выявить предпочтения того или другого ребенка, формы поведения в стрессовой ситуации. Кроме того, любые подвижные игры способствуют физическому развитию ребенка, повышению выносливости, совершенствованию дыхательной системы, а детям с ограниченными возможностями здоровья такие игры через физические нагрузки помогают еще и снять эмоциональную агрессию.
Игра «Молчанка» формирует у детей осознанное поведение, умение переключать фокус внимания с энергичных действий на более спокойные, формирует волю и терпение маленького игрока. Ведущий читает прибаутки, дети прыгают и веселятся:
Птички-дички,
Летели голубчики
По утренней росе,
По лесной полосе.
Нашли в чаще орешки,
Малинку да медок!
Все молчок!
Дети замирают на месте и ничего не говорят. Первый зашевелившийся становится ведущим.
Игра «Кошки-мышки» формирует коллективизм, умение действовать в команде, поддержку по принципу «один за всех и все за одного». Считалкой выбирают Кошку и Мышку. Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Если руки игроков опущены, то входа нет, если подняты — ворота открыты и можно пробежать. Мышка остается внутри круга, а Кошка выбегает наружу. Кошка должна поймать Мышку, а чтобы это сделать, она должна попасть в круг. Задача игроков, образующих круг, — оберегать Мышку, то есть вовремя открывать ворота, чтобы Мышка выскочила, и закрывать, когда Кошка внутри.
Перечислить все народные игры невозможно, даже из собственного детства мы можем вспомнить многие — „Ручеек“, „Казаки-разбойники“, „Гуси-лебеди“, „Море волнуется раз. “, „Бояре, а мы к вам пришли!“ и другие.
Влияние игры на ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность способствует не только просто формированию психических процессов, но и их произвольности, так как у детей с ОВЗ чаще всего они частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию и она, и действия оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами-заместителями. которая в свою очередь становится опорой для мышления. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игре он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения.
Перечисляя развивающие возможности, необходимо обратить особое внимание на то, что внутри неё прогрессирует способность ребенка к эмоциональному взаимодействию с другими людьми, к сопереживанию.
Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.
Игра есть потребность растущего ребёнка : его психики, интеллекта, биологического фонда.