Наталья Азарова
Игра-драматизация как элемент игротерапии и коррекции психологического развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – драматизация – это [греч. drama— действие] — игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет игры-драматизации в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения; роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.
В игре – драматизации эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Давно замечено, что способность человека играть чужую роль помогает ему лучше приспособиться к окружающему миру. Поэтому первоначально театрализованные игры и игры-драматизации стали использоваться педагогами и психологами в качестве расширения практического опыта детей и взрослых в процессе освоения ими социально-коммуникативных навыков, развития психических функций (таких, как внимание, память, речь, произвольность психических процессов, снятия психо-эмоциональных напряжений. Появляется возможность побывать любым, в том числе не таким, как в реальной жизни. Это открывает определённые перспективы, но в то же время может настораживать. В игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. В повседневной жизни поведение человека до известной степени контролируется условностями, приходится сдерживать свои эмоции, поступать в соответствии с требованиями окружающих, в процессе ролевых игр эти условности снимаются. Ребёнок старается следить не только за точностью своих ролевых действий, сколько за деятельностью других детей. При этом при малейших изменениях сценария дети часто теряются и не знают, как себя повести. Справится с этим, а также усилить включение в роль, помогают используемые декорации, костюмы, маски, атрибуты.
Публикация «Игра-драматизация как элемент игротерапии и коррекции психологического развития ребёнка» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Игры для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети пытаются учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Сама игра основывается на отношениях игрового партнерства. согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Помимо этого, включаясь в игру по сюжету, ребёнок должен также подстроить свои действия под ролевые требования, согласно своим представлениям о них. Ребёнок может плохо представлять себе ролевые действия персонажа, может сомневаться в том, что он сможет правильно отобразить их, или вовсе не желает себя представлять в той или иной роли. Именно с этим обычно связан отказ ребёнка от участия на этапе выбора роли. Иногда, не участвуя непосредственно в разыгрываемой ситуации, но оставаясь при этом наблюдателем, ребёнок моет впоследствии выразить желание перехода в более активную фазу участия в качестве того или иного персонажа. То есть, наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется. Для педагога остаётся важным момент своевременного включения в игровую ситуацию такого ребёнка, так как, упустив его, возможность активного участия этого ребёнка может значительно отодвинуться, надолго перекрыв ему пути к самореализации через драму, а также вариант элемента самоисцеления или терапии через роль.
Игра-драматизация как элемент терапевтического воздействия может выступать с различных сторон. Название говорит о том, что такая игра в первую очередь должна оказывать на ребёнка лечебное действие – сглаживать имеющиеся психологические травмы, внутренний дисбаланс, конфликты и стрессовые состояния.
Наиболее часто в дошкольном учреждении игра – драматизация используется в целях:
- развития наблюдательности, внимания, памяти, мышления, воображения, пантомимики, самовыражения и др. ;
- снятия психо-эмоциональных и телесных напряжений, мышечных зажимов;
- приобретения опыта понимания себя и окружающих;
- выражения негативных внутренних состояний через социально приемлемые формы;
- проработка страхов;
- коррекции поведения (эгоизм, агрессивность, замкнутость);
- коррекция эмоциональной сферы, личностного, психомоторного, когнитивного развития и т. д.
Большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства. Воспитательные возможности игр-драматизаций усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей и педагогов. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей, содействовать формированию коммуникативных навыков, освобождению от комплекса неполноценности, застенчивости. Положительно влияют игры-драматизации и на детей подвижных, несдержанных. Систематически усваивая в игре нормы взаимоотношений, они учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива. Подвижному, самоуверенному ребенку воспитатель чаще предлагает роли спокойных, добрых персонажей. При анализе игры педагог подчеркивает удачи, направляя его внимание на нравственную сторону поступков.
Игра-драматизация помогает детям чувствовать красоту поступков, учит помогать слабому. При правильной организации игры могут быть богатым источником для формирования дружного коллектива, где атмосфера радости и доброты помогает воспитывать необходимые нравственные качества у дошкольников.
Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги или из кинофильма, а иногда и из жизни. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте.
Существуют различные методики работы с детьми с использованием игр-драматизаций. По отношению к содержанию можно выделить следующие группы:
1. Игра «Строго по сюжету».
2. Игра с изменениями сюжета.
3. Игра по создаваемому в процессе сюжету.
Каждая из групп имеет свои положительные стороны и некоторые преимущества.
Можно также использовать методику «дублирования ролей», когда каждый участник поочередно проигрывает одну и ту же конфликтную ситуацию. Это способствует лучшему пониманию особенностей собственной жизненной роли, нахождению недостатков и формированию ответных реакций, рефлексии.
С детьми подготовительных групп и более старшего возраста возникает возможность знакомства с «Зеркальной методикой», когда психолог дает портрет кого-то из участников занятий и раскрывает его «проблему». Сам человек не называется. В такой игровой ситуации дается возможность быть не только актером и режиссером, но и зрителем собственной драмы и собственного поведения. Эта методика способствует формированию эмпатии у участников группы к чужим проблемам.
Интересна и «Методика близнецов», при которой герой разыгрывает определенные сцены, отражающие хронологию событий в прошлом, настоящем и будущем в биографии героя. Эта методика требует особой чуткости со стороны ведущего и грамотно построенного психологического сопровождения, поэтому чаще осуществляется индивидуально.
Игру-драматизацию можно использовать не только в качестве игрового воспроизведения прошлого или настоящего опыта, но и моделирование возможных ситуаций, в том числе и стрессовых, в будущем. Действуя в воображаемой ситуации за другого, ребенок как бы приписывает себе черты этого другого, испытывает переживаемые этим другим чувства. Во время перевоплощения ребенок обнаруживает определенное эмоциональное отношение к своему персонажу. Двойное самоощущение ребенка в игре, эмоции, возникающие от условного и реального планов, не только обогащают эмоциональную сферу ребенка, но и способствуют пониманию ребенком скрытого смысла ситуации, ее «подтекста». Это способствует повышению активности ребенка в игровом общении.
Проведению игр-драматизаций обычно предшествует подготовительная работа. Но если игра используется в терапевтических целях, то её может и не быть.
На первом этапе происходит знакомство детей со сказкой - чтение, рассказ. На втором этапе психолог обсуждается содержание сказки. Его можно проводить в различных вариантах:
• по заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение;
• по воспроизведению этой сказки с помощью настольного театра или аудиозаписи. Сказку можно рассказать с помощью картинок или диапозитивов. Наглядное воспроизведение сказки, помогает ребенку в дальнейшем быстрее войти в роль персонажа сказки. Способность ребенка вхождения в роль, уподобления себя образу — это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений.
На третьем этапе происходит распределение ролей. Иногда необходимо спросить ребенка, кем из героев сказки он хотел бы быть. Ребенок выбирает роль, и психолог совместно с ребенком обыгрывает сюжет. В ряде случаев для выбора можно использовать жребий или считалку. В процессе игры можно не весь сюжет, а только некоторые эпизоды. При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.
Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.
Выбирая сюжет для драматизации, стоит учесть, что дошкольники особенно любят народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши. Переживания, несложные действия произведений должны быть близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.
При организации игры-драматизации следует придерживаться пяти основных правил:
1. Уважительно относитесь ко всем желаниям ребенка.
2. Ни в коем случае не заставляйте насильственно играть.
3. Грамотно дозируйте эмоциональную нагрузку, оказываемую на ребёнка.
4. Старайтесь делать так, чтобы атмосфера игры всегда была веселой и позитивной.
5. Следите за тем, как чувствуют себя все участники. При осуществления признаков утомления или резкого снижения настроения заметно, игру лучше прекратить.
Для детей дошкольного возраста целесообразно проводить игру с использованием кукол, масок и других игровых материалов. Детям предлагаются игры-драматизации, в которых отражены поведенческие особенности животных, людей, а иногда и неодушевлённых предметов (как в сказке «Мой до дыр»). После каждого игрового сеанса необходимо с ребёнком (детьми) обсудить поведение персонажа, обращая внимание на негативные и позитивные стороны его поступков. После занятия можно предложить домашнее задание – придумать ситуации, где персонаж ведет себя правильно, проявляет героизм и пр.
Наиболее интенсивное воздействие игры-драматизации на психологическую структуру личности происходит в процессе реализации специально организованных тренинговых программ, как правило, включающих структурированные этапы действий, требующие определённых условий и правил. Если потребность в социальном общении у ребенка отсутствует, перед педагогом встает особая задача, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность сформирована, то наилучшей формой для воздействия на структуру личностного развития будет групповая игротерапия. Групповая игротерапия призвана : помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.
В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере.
Немного о требованиях к проведению занятий по игротерапии. Большое значение для успеха работы коррекционной группы имеет состав группы, представляющий собой мощный интегративный или дезинтегративный фактор. Подбор кандидатов в группу должен осуществляться по принципу дополнения и включать детей с разнообразными особенностями, что обеспечивало бы возможность идентификации с альтернативными образцами поведения.
Каждый ребенок в группе должен получить возможность свободного самовыражения, без угроз и насмешек, неуспеха и отвержения. В группе не должно быть более 4-5 человек 5-8 лет, причем в одной группе нежелательно присутствие детей, контактирующих вне игротерапевтической ситуации.
Группа не должна включать более одного ребенка делинквентного поведения, уравновешенного, по крайней мере, одним нейтрализатором. Разница в возрасте детей (имеется в виду психологический возраст) в группе не должна превышать 12 мес. Группа должна включать и мальчиков, и девочек. Деятельность игротерапевта направлена не на группу в целом, а на каждого ее члена в отдельности. В задачи игротерапии не входит коррекция группы как социальной единицы.
Все эти параметры носят условный характер и зависят от особенностей участников группы и объективных условий работы. Следует отметить, что в психопрофилактических группах численность не должна превышать 7-8 человек.
Кроме того, если группу ведут два игротерапевта (что представляется наиболее предпочтительным, особенно когда в паре работают мужчина и женщина, число детей также может быть увеличено до 8 человек. Работая в паре, психологи имеют возможность не только более объективно взглянуть на группу и обсудить возникающие по ходу работы особенности, но и опосредованно влиять на формирование правильной полоролевой идентичности мальчиков или девочек. Любой ребенок строит свое поведение, «срисовывая» его со значимого взрослого своего пола. А поддержку, принятие, одобрение ему важнее получить от значимого взрослого противоположного пола.
Цели групповой терапии следует определять как терапевтические в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели для каждого ребенка в целом. В противном случае игротерапевт неизбежно незаметно или открыто подталкивает ребенка в направлении цели, связанной с определенной проблемой, ограничивая, таким образом, возможности ребенка по управлению собственной деятельностью. В этом смысле цели и задачи могут быть обозначены следующим образом. Групповая игротерапия призвана помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию»; стать более ответственным в своих действиях и поступках; стать более самоуправляемым; в большей степени полагаться на самого себя и овладеть/чувством контроля; выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений; развить внутренний источник оценки и обрести веру в самого себя.