Марина Сафонова
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие и понимание прекрасного начинается в детстве. «Все прекрасное, что существует в окружающем мире и созданное человеком для других людей, должно коснуться сердца ребенка и облагородить его», - утверждал В. Сухомлинский. Первые шаги в бесконечном, сложном и загадочном мире ребенок делает в дошкольном возрасте. По словам Януша Корчака, он стремится создать в нем свой мир детства, добра и красоты, своеобразный микрокосм реального мира. Взрослый помогает ему найти, почувствовать и понять красоту поэзии, музыки, живописи, а через искусство глубже осознать все, что его окружает: природу, предметы, труд человека и его духовное достояние. Красота неразрывна с добротой, она облагораживает жизнь, вдохновляет человека на добрые дела. Введение ребенка в мир красоты и гармонии является важной задачей эстетического воспитания. В младшем дошкольном возрасте элементарная художественная деятельность ребенка имеет признаки эстетического характера, а его эстетическое развитие связан с индивидуальным опытом и его интересами. В своих произведениях ребенок пытается достичь образности, проявляет элементы самостоятельности, творческой активности. Особенности развития эстетических восприятий детей среднего дошкольного возраста. В среднем дошкольном возрасте дети заинтересовываются настроением произведений искусства, замечают связь между содержанием произведения и его выразительными средствами, начинают избирательно относиться к жанрам искусства и конкретных произведений, сравнивать их. Многие из них проявляют художественные интересы, стремление к творчеству, испытывают радость от создания простых стишков, песенок, рисунков. Взрослые должны максимально поддерживать ранние творческие стремления детей, стимулировать развитие художественно-творческой практики, заботиться об обогащении детей жизненными впечатлениями, опытом в различных видах художественной практики. В старшем дошкольном возрасте ребенок глубже воспринимает произведения искусства, у него может развиться музыкальный слух или поэтический талант, он проявляет способность замечать и эмоционально откликаться на выразительно изобразительные средства произведений искусства, объяснять особенности, оценка относиться к музыкальным, литературным, художественных произведений. Важное значение в эстетическом развитии старших дошкольников имеет развитие воображения, которая обеспечивает формирование эстетических переживаний и творческой деятельности ребенка. На первых порах воображение распространяется на внешние действия с предметами, создает образ не до его воплощения, а в процессе деятельности. Впоследствии формируются мыслительные формы творческой активности: дети создают образ в своем воображении перед воплощением его в рисунке или игре. Формирование эстетического переживания охватывает развитые эмоции, работу мышления и воображения, потребность в эстетической деятельности. Основным путем эстетического развития ребенка является самостоятельная художественное творчество, в котором она открывает новое для себя, а для тех, кто его окружает, - новое о себе. Творчество может проявляться в исполнении художественных произведений (выразительной передачи их содержания и настроения, в создании собственного продукта (рисунка, поделок из пластилина, музыкальных импровизациях (стремлении воплотить в песенках свои переживания, отношение к окружающей действительности). Важным направлением эстетического воспитания детей дошкольного возраста является художественное воспитание - воспитание личности средствами искусства.