Леонила Шидловская
Программа «Хранители природы. Кто такие хранители?»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к природе - одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Вот уже пятый год в рамках региональной программы «Хранители природы» мы с ребятами ведем творческо-исследовательскую природоохранную работу.
«Кто такие хранители»
Публикация «Программа „Хранители природы, Кто такие хранители?“» размещена в разделах
«Хранители природы»-волонтерская сеть дошкольников, школьников, учителей и специалистов, созданная для широкого вовлечения жителей области в наблюдение за Природой своего края и сохранения его наследия.
«Как появились Хранители»
Программа «Хранители природы»создана Центром экологического образования и туризма в 2004 году как результат многолетнего сотрудничества с множеством образовательных учреждений и неравнодушными людьми, прилагающими собственные усилия для развития экологического образования.
Отчеты о нашей проделанной работе представлены в сборниках» Хранители природы». Здесь же и имеется руководство по организации с детьми дошкольного возраста экологических наблюдений.
Девизом нашей деятельности стало:»Все на свете нужны». Слова стихотворения:
Мы все-таки очень друг другу нужны
А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется…
Все-все-все на свете нужны!
И это все дети запомнить должны!
Творческая и природоохранная работа с детьми ведется по тематическим направлениям:
«Операция»Листопад»
«Поможем зимующим птицам»
«Операция» Первоцвет»
«Операция»Листопад»
Первоначальной целью работы, если это младший возраст,было пробудить интерес к природе и сень помогла это сделать. Своим ярким окрасом не оставила равнодушными никого. Изучая разнообразие окружающих нас деревьев, обращали внимание на красоту и форму опавших листьев. Выбрав понравившееся дерево -им оказалось береза за стройность, красивый ствол, нежное шуршание листьев, вели дневник наблюдений за окрасом листьев, отображали свое отношение к ней в рисунках, использовав разные техники. В теплые осенние дни, посещая парк, лесную поляну, дети охотно шуршали листьями,прислушиваясь к их разговору. Ну как здесь не организовать с ними игры»Собери букет»,»Самый-самый», «С какого дерева листик» и наблюдения» А кто же живет в опавших листьях»
Любят наши дети трудиться. Сгребая листья на игровом участке мы закапываем листву на клумбах,чтобы весной использовать ее как удобрение. А со временем мы узнали, что кому-то мы утепляли домик на зиму, так как в верхнем слое почвы в листовых опадах можно обноружить группы беспозвоночных животных :многоножки, мокрицы, дождевые черви и т. д. Наибольший интерес вызвали не сами конкретные находки, а вообще наличие животных, спрятавшихся от холодов. В рамках операции»Листопад» ежегодно, в первые выходные октября, проводится экологическая акция»Всемирные дни наблюдений птиц»-«Спешите птиц пересчитать и результат нам прислать!»Совместно с родителями ребята определяют место,время где будет вестись подсчет. Данные по видовому составу, численность птиц и участников отсылается в экологический центр.
С большим интересом проходят у нас выставка «Дары осени».Кроме этого итогом операции»Листопад» является проведение осеннего развлечения совместно с музыкальным руководителем.
«Поможем зимующим птицам»
После летнего сезона, с наступлением холодов,многие птицы стремятся перебраться ближе к человеческому жилью. Всю зиму они будут радовать нас своим звонким голосом и ярким нарядом, скрашивая унылый зимний пейзаж. Природа создала этих птиц устойчивыми к низким температурам,но голод может лишить их этого преимущества. Большинство птиц зимой погибают именно от бескормицы. Но каждый из нас может помочь птицам. А для этого совместно с родителями и детьми смастерив кормушки следить,чтобы каждый день был корм. Стоит одной только птице узнать о месте прикорки, как на ее сигнал слетаются птички со всех окрестностей. Главным правилом подкормки птиц все должны знать -птицы хотят кушать каждый день!
«Операция «Первоцвет» Солнце начинает немного нагревать землю, а на нашем участке появляются подснежники. Именно на примере первоцветов легко показать детям насколько ранима природа и как важно научиться бережно к ней относиться. Участвуя в операции «Первоцвет» ребята знакомятся не только с весенними цветами,но и насекомыми,которых привлекают сладкий нектар. Бабочки, шмели, жуки, пчелы –всех этих шестиногих животных можно с легкостью встретить среди цветущих растений. Весь этот мир- прекрасный обьект для познания маленькими детьми, которые всегда рады новым открытиям. Свои наблюдения записываем в календаре цветения весенних растений. Всю красоту природы учимся передавать в художественно-творческой деятельности.
Природа как весна,нежная, незащищенная ждет тепла не только от солнышка,но и нашего тепла. Пусть отсюда, от пробуждения любви к природе, незащищенному, рождается у детей любовь ко всему живому.
В нашем детском саду создан уголок «Хранители природы»,который знакомит неравнодушных к природе людей с событиями хранителей. Здесь же творческая мастерская.
Наше дошкольное учреждение ежегодно отмечалось дипломами и благодарственными письмами за особый вклад в организацию деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста в рамках реализации областной Программы»Хранители природы» по направлению»Открываем мир Природы».