Марина Михайлова
Программа на лето «Цветы — подарок природы»
1. Целевой раздел
ПРОГРАММА НА ЛЕТО
"Цветы - подарок природы"
"Знакомство детей дошкольного возраста с полевыми цветами (травами, занесенными в Красную Книгу Еврейской автономной области посредством дидактических игр"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 39»
Автор: Михайлова Марина Александровна
г. Биробиджан, 2019 год.
Цель программы :
Публикация «Программа на лето „Цветы — подарок природы“» размещена в разделах
-Сформировать у детей экологическую воспитанность - гуманно-целостное отношение к природе.
Задачи программы :
- Помочь экологическое воспитание детей осуществлять в летний период, так как это имеет огромное преимущество. Работа ведётся в непосредственно-природном окружении, где дети знакомятся с природными объектами. Проводя разнообразные виды деятельности на воздухе способствуют реализации летнего отдыха детей.
-Придерживаться принципа научности;
-Сформировать у детей самоценность природы-всё у природы существует само по себе;
-Дать знания, что природа - среда обитания, человек взаимосвязан с природой;
-Дать познавательные знания о природе - человек учится у природы;
-Сформировать нравственные ценности к природе - общение с природой развивает человека нравственно;
-Сформировать эстетическую ценность к природе - общение с природой вызывает у человека положительные эмоции;
-Оздоровительно-гигиеническая ценность природы - природные условия помогают человеку оздоравливаться, закалятся;
-Воспитывать интерес, заботу, любовь к природе.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Экологическое воспитание представляет собой один из важных разделов дошкольного образования. Осознание самого факта огромных возможностей влияния человека на окружающую среду, с одной стороны, и ограниченности способности природы к восстановлению, с другой, заставляет людей рассматривать человека в контексте не только социальных, но и биологических факторов, оказывающих влияние не только в масштабе отдельного региона, но и всей планеты.
Последнее время, выражают интересы к проблемам экологического воспитания подрастающего поколения.
Экологическое воспитание - молодая область в дошкольном воспитании.
Как писал К. Д. Ушинский, великий русский педагог: «Если хотите научить ребёнка логически мыслить — ведите его в природу!».
В рамках Экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с объектами и явлениями природы, их учетом в повседневной жизни людей.
Существуют различные подходы к построению программ Экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Дошкольник учится бережному отношению к растениям и животным.
«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества» К. Д. Ушинский.
Лето - это особенный период в жизни ребенка-дошкольника, широко открывающий дверь в мир природы, дающий, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения. Все дети рождаются исследователями. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, создать необходимые условия для этого. Летом ребенок больше времени проводит на природе, общается с ней, и это позволяет в большей степени, чем в другие сезоны, решать задачи экологического воспитания, формировать любознательность ребенка, пытливость его ума. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, а детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, где дети учатся эстетически воспринимать природу, любоваться и бережно к ней относиться, наблюдать и устанавливать взаимосвязь живых организмов друг с другом. У каждого из нас с детства остаются, щемящие душу воспоминания: цветущие желтые одуванчики-солнышки, такие ласковые на ощупь; кристально чистая горная наша река Бира, цветущий куст сирени, пение крохотной пичуги; узкая тропинка в лесу, залитая солнцем, баночка, доверху наполненный земляникой.
- Как сохранить восторженное чувство любви к природе?
- Как научить не только восхищаться ее красотой, но и беречь ее?
Цветы – это не просто растения. Это частички живой зелёной планеты, чудесных жизненных сил природы, приносящие в нашу жизнь красоту и радость. Можно легко угадать, где живут люди добрые и искренние - по обилию садовых или комнатных цветов в их доме. Цветы - это наши естественные помощники, украшающие жильё и улучшающие микроклимат в доме и во дворе. А многие полевые травянистые растения – цветы, ещё и обладают целебными свойствами. Наблюдая и исследуя полевые травянистые растения, ребенок познаёт также образ жизни насекомых, которые опыляют цветы, узнают больше о почве, где произрастают растения, получают знания о неживых объектах - солнце, вода, воздух, узнают о роли птиц в жизни растений. Я думаю, что, получив такие знания о полевых травянистых растениях ребёнок будет "слышать и понимать" природу. И его детский организм" впитает" в себя такое здоровье, которое ему" подарит природа"!
Справедливо заметил Ф. Достоевский: «Красота спасёт мир», а Н. Рерих уточнил: «Осознание красоты спасёт мир».
Быть может вся природа - Мозаика цветов?
Быть может вся природа - Различность голосов?
Быть может вся природа - Лишь числа и черты?
Быть может вся природа - Желанье красоты.
Много лет работаю воспитателем. Работу свою люблю. В своей практике столкнулась с тем, что дети недостаточно знают природу своей родной области. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Как писал В. Бианки: «Убеждения человека формируются с детства. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами природы…». Я решила знакомить детей с природой «то, что они видят «ближе всего». А «ближе всего» - это травянистые растения.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать - какой цветок сорвал, далеко не все.
Проблема заключается в том, что дети дошкольного возраста имеют недостаточные представления о полевых цветах (травах) Еврейской Автономной Области. Это позволило мне определить тему: «Знакомство детей дошкольного возраста с полевыми цветами (травами, занесенными в Красную Книгу Еврейской Автономной Области, посредством дидактических игр».
Объект исследования – представления о растениях Еврейской Автономной Области у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактические игры о полевых цветах (травах, как средство формирования представлений о растениях Еврейской Автономной Области у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – определить влияние дидактической игры на формирование представлений о растениях Еврейской Автономной Области у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить особенности формирования представлений о природе в теории.
2. Выявить уровни сформированности представлений о полевых цветах (травах) Еврейской Автономной Области у детей дошкольного возраста.
3. Подобрать комплекс дидактических игр с тематической направленностью о полевых цветах (травах) Еврейской Автономной Области для детей дошкольного возраста.
4. Проверить результаты исследования.
5. Программа разработана на летний период года, поэтому это поможет всесторонне совершенствовать физические функции организма.
Формирование представлений о растениях, полевых цветах (травах) Еврейской Автономной Области у детей дошкольного возраста будет проходить успешнее если:
- ознакомление с растениями - полевыми цветами (травами, будет проходить в природной зоне;
- ознакомление будет осуществляться посредством дидактических игр;
- содержание дидактических игр будет отражать региональный компонент.
Метод: эксперименты, наблюдение, беседа, методика исследования, экскурсии, просмотр видеофильмов.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанного комплекса дидактических игр педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста для формирования представлений о растениях – полевых цветах (травах) Еврейской Автономной Области.
Формирование представлений о растениях дошкольников – это ознакомление детей с природой растений, в основу которого положен Экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия Экологии.
Так, дидактические условия были включены в занятия познавательного цикла, на которых знакомим детей с растениями, определяем содержание, объем знаний.
На занятиях познавательного цикла целесообразно использовать следующие методы:
- сюрпризные моменты;
- наблюдение за комнатными растениями;
- художественное слово;
- фиксация наблюдений.
Для успешного овладения знаниями о растениях создавать психологические условия, которые направлены на поддержание интереса у детей к комнатным растениям с помощью сюрпризных моментов, бесед, дидактических игр. С помощью организационных условий у детей стимулируется познавательная активность, формируются познавательные интересы.
Дидактическая игра – форма организации образовательной деятельности, методы закрепления знаний, средство воспитания. Игра рассматривается в дошкольном возрасте, как важное средство формирования экологической направленности личности ребёнка.
Дидактическая игра как средство – возможность использовать игру с целью создания желаемых проблемных ситуаций педагогом, эмоциональное удовлетворение детей игрой, возможность получения опыта при решении дидактической задачи.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Использовались методики О. А. Соломенниковой: «Что ты знаешь о растениях», «Роль цветов в жизни человека», «Цветы», и авторская: «Полевые цветы (травы) Еврейской Автономной Области» на выявление уровня сформированности представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели мной был разработан:
Комплекс Дидактических Игр (44, направленных на формирование представлений о полевых цветах (травах) Еврейской автономной области детей дошкольного возраста.
Комплекс разработан для детей с первой младшей группы до подготовительной группы. Цветы (травы) и дидактические игры подобраны для каждой группы – от простого к сложному, по времени цветения. В старшем возрасте дети знакомятся с цветами - ядовитыми, занесёнными в "КРАСНУЮ КНИГУ Еврейской Автономной Области", произрастающими за пределами детского сада (для выхода на экскурсию).
Перспективный план дидактических игр для разных возрастных групп по знакомству детей с цветущими травянистыми растениями
Первая младшая группа (возраст 2-3 года)
Знакомство с двумя полевыми цветами (травами, с двумя дидактическими играми
Дидактическая игра 1. «Покажем Дюймовочке одуванчик»
Цель: формирование представления о полевом цветке «одуванчик» у детей младшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 2. «Покажем Дюймовочке ромашку»
Цель: формирование представления о полевом цветке «ромашка» у детей младшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 3. «Найдите, что опишу»
Цель: формирование представлений об особенностях полевых цветов, умений описывать объект и узнавать по описанию.
Дидактическая игра 4. «К названному растению — беги».
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах, умений находить растение по названию.
Вторая младшая группа (возраст 3-4 года)
Знакомство с тремя полевыми цветами (травами, с пятью дидактическими играми.
Дидактическая игра 1. «Покажем Незнайке клевер»
Цель: формирование представления о полевом цветке «клевер» у детей младшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 2. «Раз-два-три — к цветку беги!»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах.
Дидактическая игра 3. «Покажем Дюймовочке мышиный горошек»
Цель: формирование представления о полевом цветке «мышиный горошек» у детей младшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 4. «Где спрятано растение!»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах.
Дидактическая задача. Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Дидактическая игра 5. «Покажем Дюймовочке подорожник»
Цель: формирование представления о полевом цветке (траве) «подорожник» у детей младшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 6. «Отгадайте, что за растение»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах, умений описывать объект и узнавать по описанию.
Дидактическая игра 8. «Угадай, какой наш дом»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах, умений описывать объект и узнавать по описанию.
Дидактическая игра 8. «Что сначала, что потом?»
Цель: формирование представлений о полевых цветах, о стадиях роста и развития растений, о цикличности роста и развития на каждой стадии.
Средняя группа (возраст 4-5 лет)
Знакомство с шестью полевыми цветами (травами, с шестью дидактическими играми.
Дидактическая игра 1. «Покажем Незнайке колокольчик» (широколокольчик)
Цель: формирование представления о полевом цветке «колокольчик» у детей среднего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 2. «Отгадай загадку, найди отгадку»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах.
Дидактическая игра 3. «Покажем Дюймовочке вьюнок» (вьюнок полевой)
Цель: формирование представления о полевом цветке «вьюнок» у детей среднего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 4. «Такой листок — лети ко мне!»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах.
Дидактическая игра 5. «Покажем Незнайке мяту»
Цель: формирование представления о полевом цветке «мята» у детей среднего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 6. «Узнай цветок»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах, умение находить цветы по названию.
Дидактическая игра 7. «Покажем Дюймовочке Иван-чай» (кипрей)
Цель: формирование представления о полевом цветке «Иван-чай» у детей среднего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 8. «Летает — не летает».
Цель: формирование представление детей о полевых цветах, умений отличать полевые цветы от других видов цветов.
Дидактическая игра 9. «Покажем Дюймовочке пастушью сумку»
Цель: формирование представления о полевом цветке «пастушья сумка» у детей среднего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 10. «Узнай растение»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах, умение описывать растение.
Дидактическая игра 11. «Покажем Дюймовочке Лопух большой»
Цель: формирование представления о полевом цветке «Лопух большой» у детей среднего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 12. «Высокий — низкий».
Цель: формирование представление детей о полевых цветах.
Старшая группа (возраст 5-6 лет)
Знакомство с шестью полевыми цветами (травами, с шестью дидактическими играми.
Дидактическая игра 1. «Покажем Дюймовочке лютик»
Цель: формирование представления о полевом цветке «лютик» у детей старшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 2. Магазин «Полевые цветы»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах, умений описывать, находить объекты по характерным признакам.
Дидактическая игра 3. «Покажем Незнайке герань» (герань полевая)
Цель: формирование представления о полевом цветке «герань» у детей старшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 4. «Покажем Дюймовочке чистотел»
Цель: формирование представления о полевом цветке «чистотел» у детей старшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 5. «Где спрятан полевой цветок!»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах.
Дидактическая задача. Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Дидактическая игра 6. «Покажем Незнайке зверобой»
Цель: формирование представления о полевом цветке «зверобой» у детей старшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 7. «Найдите, что описываю»
Цель: формирование представлений об особенностях полевых цветов, умений описывать объект и узнавать по описанию.
Дидактическая игра 8. «Покажем Дюймовочке купальницу»
Цель: формирование представления о полевом цветке «купальница» у детей старшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 9. «Сложи картинку»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах умений составления целого из его частей.
Дидактическая игра 10. «Покажем Незнайке хохлатку охотскую»
Цель: формирование представления о полевом цветке «хохлатка охотская» у детей старшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 11. «Цветочное лото»
Цель: формирование представлений детей о цветах, систематизации, закрепления знаний о цветах.
Подготовительная группа (возраст 6-7 лет)
Знакомство с пятью полевыми цветами (травами, с четырьмя дидактическими играми.
Дидактическая игра 1. «Покажем Незнайке ландыш» (кейске)
Цель: формирование представления о полевом цветке «ландыш» у детей старшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 2. «Цветочное домино»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах.
Дидактическая игра 3. «Покажем Незнайке Соссюрею блестящую»
Цель: формирование представления о полевом цветке «Соссюрея блестящая» у детей старшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 4. Магазин «Цветы»
Цель: формирование представления детей о цветах, умений сгруппировывать цветы по месту произрастания, умений описывать внешний вид цветов.
Дидактическая игра 5. «Покажем Незнайке кровохлебку»
Цель: формирование представления о полевом цветке «кровохлебка» у детей старшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 6. «Отгадайте, что за цветок»
Цель: формирование представлений детей о полевых цветах, умений описывать объект и узнавать по описанию.
Дидактическая игра 7. «Покажем Незнайке лихнис сверкающий»
Цель: формирование представления о полевом цветке «лихнис сверкающий» у детей старшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 8. «Покажем Незнайке пижму»
Цель: формирование представления о полевом цветке «пижма» у детей старшего дошкольного возраста. Выяснение особенностей произрастания, строения, использования человеком.
Дидактическая игра 9. «Карточная викторина»
Цель: формирование представлений о полевых цветах, обобщение знаний полевых цветов.
Реализация программы :
Беседы о цветах.
Непосредственно - образовательная деятельность.
Экскурсия в парк, поле. Цель: знакомство с полевыми цветами (травами) ЕАО.
Труд на участке, в группе – посадка цветов, уход за ними.
Загадывание загадок.
Заучивание и чтение стихотворений.
Чтение художественной, познавательной литературы-мифы, легенды о цветах.
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
Собрать коллекцию цветов – гербарий.
Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?
Исследовательская деятельность: если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает. Если осенью посадить цветы в группе, что с ними произойдет?
Художественно-творческая деятельность:
а) активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»;
б) изготовление цветов из бумаги;
в) рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы;
г) принимать участие в выставках в детском саду;
д) подвижные, пальчиковые игры.
е) драматизации, театрализованная деятельность
Содержание программы :
Художественный, познавательный материал.
Подборка иллюстративного материала.
Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.
Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
«Красная книга» ЕАО.
Образцы, выкройки изготовления цветов, из разных материалов.
Альбом открыток «Букеты».
Коллекция цветов, сделанных из разных материалов.
Рисунки детей, аппликация.
Ресурсное обеспечение проекта.
Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
Подвижные, пальчиковые игры по теме.
Методический инструментарий.
Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры по экологии;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка «юного цветовода»;
Оснащение природным и бросовым материалом.
Прогнозируемый результат программы :
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Привлечь родителей к реализации программы -участие в выставках, подборе материала, в насыщении развивающей среды и других мероприятиях.
Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о полевых цветах (травах) ЕАО.
Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.
Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).
Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Оздоровление и закаливание организма в летний период.
Воспитывать нравственно-патриотические чувства, гордость за природу своей области, бережное отношение к природе.
Срок реализации программы : 2 месяца (июнь, июль).
Первая младшая группа-неделя.
Вторая младшая группа-две недели, повторить знания о цветах в первой младшей группе.
Средняя группа - три недели, повторить знания о цветах в первой и второй младшей группах.
Старшая группа - три недели, повторить знания о цветах в первой, второй, средней группах.
Подготовительная группа - месяц, провести КВН, викторины, презентации, мастер-классы для закрепления материала.
Приоритетными направлениями программы в летний оздоровительный период являются:
1. Физкультурно-оздоровительное
2. Познавательно-исследовательское
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое
5. Развлекательное