Яковлева Наталия
Беседа «Кто такие насекомые?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- обогащение словаря по теме «Насекомые»
- развитие познавательных способностей детей
- формирование представлений о нравственно – этических нормах поведения
- воспитание экологической культуры
1. Обучающие задачи:
-обобщать представления детей о многообразии насекомых
-закреплять знания я об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера); природных и построенных человеком жилищах
Публикация «Беседа „Кто такие насекомые?“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
-упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
-уточнить представления о пользе насекомых
-развивать сообразительность, формировать образное мышление
Речевые задачи:
-упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
-учить согласовывать числительные с существительными
Развивающие задачи:
-развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам
-развивать интерес к жизни насекомых
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Ход беседы:
Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.
- Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)
- Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека.
- Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.
- Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда – то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые. Тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
- Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).
- Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.
- Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать : ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать)
-Отгадайте, кто это?
- Кто над нами вверх ногами? (Муха)
- Много загадок сочинил народ о насекомых.
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет. (Паук)
Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи)
Летит – говорит,
А сядет – молчит. (Жук)
- Ребята, а чем питаются насекомые? (ответы детей).
На каждое насекомое – свой корм.
Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т. д. есть такие насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.
Насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц.
- Ребята, а вы знаете, кто самый сильный? (ответы детей)
- Не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
- Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.
- Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? (ответы детей)
- Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.
- А теперь послушайте стихи о насекомых.
Муравейник
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
Пчела
Пчелка золотая над цветком порхает,
Сок душистый пьет, собирает мед.
шмель
В лесу цветок растет,
Шмелей к себе зовет:
«Прилетайте, шмели,
Поклонюсь до земли.
Гуще меда нету,
Чем с лесного цвета!»
Стрекоза
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод.
Мы – быстрые стрекозы
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.
Мотылек
Я – беззаботный мотылек.
Хоть я диву всего денек,
Но не грущу напрасно –
Ведь жизнь моя прекрасна.
В небесном голубом просторе
Купаюсь я, как будто в море.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Ромашками белеет луг,
Порхают бабочки вокруг.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Подарит мне живой цветок
Медовый золотистый сок.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Муха
Муха, муха – надоеда
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит,
Хлеб нарезан – можно есть,
Только где же мухе сесть?
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали!»